галлямов:
Россиян любят обвинять в каком-то особом «имперстве». Обычно за него принимают ностальгию по СССР. Ностальгия действительно есть, особенно сильна она была в 1999 - 2000 годах. Так вот, ВЦИОМ тогда решил указанную эмоцию не просто зафиксировать, но и разобраться в мотивах ностальгирующих. Тогда и выяснилось, что 60 процентов из тех, кто сожалел о распаде Советского Союза, оплакивали в первую очередь «единую экономическую систему». Об утрате «чувства принадлежности к великой державе» в ходе того опроса вспомнило в два раза меньше - 29 процентов респондентов. Проще говоря, СССР для значительной части о нём тоскующих - это не столько империя, сколько огромный собес, обеспечивающий приемлемый уровень жизни и пресловутую «уверенность в завтрашнем дне».
Начиная с 2003 года «Левада-центр» периодически спрашивал россиян, какой они хотят видеть свою страну: «великой державой, которую уважают и побаиваются другие страны» или «страной с высоким уровнем жизни, пусть и не одной из самых сильных стран мира». Только один раз - на волне «крымской эйфории», в марте 2014-го - два этих варианта сравнялись. Оба тогда набрали по 47-48 процентов. Во всех остальных случаях первый - «имперский» - всегда проигрывал второму. Особенно сильно он начал сдавать в последние перед войной годы. Осенью 2021-го он набрал лишь треть голосов, уступив противнику две трети.
В целом, надо иметь в виду: тоска по империи - вещь не то чтобы в мире вообще невиданная. Ещё совсем недавно - в 2014 году - отвечая на вопросы YouGov, 59 процентов британских респондентов сказали, что испытывают за Британскую империю гордость. О том, что им за неё стыдно заявило лишь 19 процентов опрошенных. Да что там англичане! Когда тот же YouGov спросил об отношении к своему имперскому прошлому граждан маленьких Нидерландов, 50 процентов из них сказали, что поводов до гордости в нём больше, чем причин для стыда. Об обратном заявили лишь 6 процентов голландцев, а ведь в истории их империи было немало совсем неблаговидных страниц, о которых вам могут много чего рассказать, например, в Индонезии.