Email или имя пользователя:

Пароль:

Забыли пароль?
Всего 212 записей
opennet

В Firefox 131 будет включена поддержка ссылок на произвольные отрывки текста

В кодовой базе, на основе которое формируется запланированный на 1 октября выпуск Firefox 131, включена по умолчанию поддержка механизма Text Fragments, позволяющего формировать внешние ссылки для перехода на произвольные позиции в тексте на странице без добавления на страницу меток ‹a name› и без привязки к идентификаторам элементов. Определение позиции осуществляется при помощи встроенной в ссылку текстовой маски.

Например, при переходе по ссылке "https://opennet.me/61785#:~:text=Text%20Fragments" браузер прокрутит страницу на позицию с фразой "Text Fragments" и выделит её цветом. Кроме задания простой маски поддерживается возможность определения масок начала и конца подсвечиваемого текста, а также привязки к предшествующим и последующим маскам, используемым для выделения нужного фрагмента при наличии нескольких совпадений на странице. В Chrome подобная функциональность присутствует с 2020 года, а в Safari с 2022 года.

Кроме того, можно отметить публикацию прототипа нового интерфейса конфигурации Firefox, который примечателен изменённым дизайном, расширением числа категорий с настройками и разбивкой параметров на визуально разделённые уровни вместо отображения друг за другом на одной странице.

https://honk.any-key.press/d/xF73f4VR2fVc31PNZ1.png https://honk.any-key.press/d/98qz2fZ5d5f42jFp9S.png

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61785

В Firefox 131 будет включена поддержка ссылок на произвольные отрывки текста

В кодовой базе, на основе которое формируется запланированный на 1 октября выпуск Firefox 131, включена по умолчанию поддержка механизма Text Fragments, позволяющего формировать внешние ссылки для перехода на произвольные позиции в тексте на странице без добавления на страницу меток ‹a name› и без привязки к идентификаторам элементов. Определение позиции осуществляется при помощи встроенной в ссылку текстовой маски.
opennet

Выпуск дистрибутива 4MLinux 46.0

Доступен выпуск 4MLinux 46.0, минималистичного пользовательского дистрибутива, не являющегося ответвлением от других проектов и использующего графическое окружение на базе JWM. 4MLinux может использоваться не только в качестве Live-окружения для воспроизведения мультимедийных файлов и решения пользовательских задач, но и в роли системы для восстановления после сбоев и платформы для запуска серверов LAMP (Linux, Apache, MariaDB и PHP). Для загрузки подготовлен live-образ (x86_64) с графическим окружением (1.5 ГБ) и сборка с урезанным консольным окружением (16.5 МБ).

В новой версии:

- Обновлены версии пакетов: Mesa 24.0.4, LibreOffice 24.8, AbiWord 3.0.5, GIMP 2.10.38, Gnumeric 1.12.57, Firefox 124.0, Chrome 128, Thunderbird 115.12.2, Audacious 4.4, VLC 3.0.21, SMPlayer 24.5.0, Wine 9.12, BusyBox 1.36.1, Perl 5.38.2, Python 3.11.8 и Ruby 3.3.0.
- В состав дистрибутива впервые включена библиотека GTK 4.
- Убрано разделение на серверную и прикладную сборки, содержимое 4MServer интегрировано в одну универсальную сборку.
- Добавлена поддержка изображений в формате EMF (Windows Enhanced Metafile) и raw-форматах, используемых в цифровых камерах (CRW/CR2, NEF, RAF, DNG).
- Значительно улучшена поддержка старых звуковых форматов, использовавшихся на компьютерах Amiga и Commodore.
- В состав включены: программы для оформления CD/DVD - DVDAuthor и VCDImager, приложение для тестирования web-камер - qv4l2. В пакет GamePack включена классическая игра GNU Go.

https://honk.any-key.press/d/c55hgXGw8DX2dJM4VC.jpg

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61782

Выпуск дистрибутива 4MLinux 46.0

Доступен выпуск 4MLinux 46.0, минималистичного пользовательского дистрибутива, не являющегося ответвлением от других проектов и использующего графическое окружение на базе JWM. 4MLinux может использоваться не только в качестве Live-окружения для воспроизведения мультимедийных файлов и решения пользовательских задач, но и в роли системы для восстановления после сбоев и платформы для запуска серверов LAMP (Linux, Apache, MariaDB и PHP). Для загрузки подготовлен
opennet

Проект KDE формирует цели развития на ближайшие два года

Разработчики проекта KDE начали голосования по выбору целей, которым будет уделено повышенное внимание при разработке в ближайшие 2 года. На основе голосования, проводимого в сообществе, из 10 предложенных вариантов будут выбраны три основные цели, которые будут объявлены на конференции Akademy 2024, намеченной на 7-12 сентября. Прошлые цели были определены в 2022 году и затрагивали доступность для всех категорий пользователей, разработку приложений с учётом влияния на окружающую среду и систематизацию внутренних процессов.

Предложенные для голосования цели:

- Расширение средств для управления и автоматизации, интеграция KDE Plasma и приложений KDE с экосистемой умных домов.
- Улучшение организации рабочих процессов, потоков данных и менеджемента.
- Формализация и форсирование процессов для рекрутинга новых участников проекта.
- Реализация функции Text Snippet Expansion для быстрой вставки в текст заранее определённых текстовые фрагментов и шаблонов.
- Обеспечение sandbox-изоляции приложений и компонентов платформы (например, изоляция построителя миниатюр, обработчиков для извлечения метаданных из файлов, сетевых обработчиков KIO и процессов Akonadi).
- Модернизация оформления KDE Plasma, создание новой коллекции элементов интерфейса и выработка рекомендаций по дизайну.
- Улучшение и расширение функциональности KDE, а также упрощение интерфейса и развитие интуитивно понятных возможностей.
- Унификация и модернизация средств для разработки приложений.
- Предоставление возможности использования единого оформления KDE в разных дистрибутивах (предлагается добавить кнопку для сброса настроек и параметров тем оформления в исходное состояние).
- Модернизация и приведение в порядок стека для поддержки устройств ввода (от качественной поддержки расширенных устройств, таких как графические планшеты и игровые контроллеры, до возможности голосового ввода, режима быстрого ввода emoji и интеграции виртуальной клавиатуры).



Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61783

Проект KDE формирует цели развития на ближайшие два года

Разработчики проекта KDE начали голосования по выбору целей, которым будет уделено повышенное внимание при разработке в ближайшие 2 года. На основе голосования, проводимого в сообществе, из 10 предложенных вариантов будут выбраны три основные цели, которые будут объявлены на конференции
opennet

Выпуск консольного оконного менеджера GNU screen 5.0

После двух с половиной лет после прошлого значительного выпуска опубликован релиз полноэкранного консольного оконного менеджера (мультиплексора терминалов) GNU screen 5.0.0, позволяющего организовать многооконный интерфейс в консоли, используя один физический терминал для работы с несколькими приложениями, которым выделяются отдельные виртуальные терминалы, остающиеся активными между разными сеансами пользователя.

Среди изменений:

- Переписан механизм аутентификации. Для включения аутентификации и использования пароля для защиты подключения к сеансу предложена новая команда "auth", которая пришла на смену команде "password".
- Добавлена команда "multiinput" для организации одновременного ввода сразу в нескольких окнах.
- Добавлена команда "status", позволяющая настроить размещение окна состояния. Команда может принимать значения top, up, down, bottom, left и right. По умолчанию выставлены значения "bottom left" для размещения сообщений о состоянии в левом нижнем углу.
- Добавлена команда "truecolor" для включения использования расширенного диапазона цветов на поддерживающих данную возможность терминалах.
- Добавлены escape-последовательности "%T" и "%O" для показа текущего tty для окна и вывода числа открытых окон.
- Для определения размера unicode-символов задействована функция wcwdith() вместо встроенных таблиц размеров для UTF-8.
- Удалены команды time, debug, password, maxwin и nethack.



Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61781

Выпуск консольного оконного менеджера GNU screen 5.0

После двух с половиной лет после прошлого значительного выпуска опубликован релиз полноэкранного консольного оконного менеджера (мультиплексора терминалов) GNU screen 5.0.0, позволяющего организовать многооконный интерфейс в консоли, используя один физический терминал для работы с несколькими приложениями, которым выделяются отдельные виртуальные терминалы, остающиеся активными между разными сеансами пользователя.
opennet

OpenTofu удалил провайдеров YandexCloud, SberCloud и Rustack, и заблокировал доступ к репозиторию из России

Проект OpenTofu, в рамках которого под эгидой организации Linux Foundation развивается открытый форк платформы управления конфигурацией и автоматизации поддержания инфраструктуры Terraform, заблокировал доступ с российских IP-адресов к репозиторию registry.opentofu.org, через который распространяются модули и провайдеры для использования с OpenTofu. Кроме того, OpenTofu удалил из репозитория провайдеров (плагины для взаимодействия с облачными сервисами и управления ресурсами в них) для облачных систем SberСloud, Yandex Cloud и Rustack Cloud Platform.

Блокировка доступа к репозиторию произведена по единогласному решению 5 членов управляющего совета в качестве меры по соблюдению санкций компанией, находящейся в юрисдикции США. Уточняется, что решение принято из опасения появления юридических проблем у компании, осуществляющей хостинг репозитория.

В качестве причины удаления провайдеров для облачных систем, развиваемых российскими компаниями, указаны новые правила сервиса. На вопросы показать "новые правила" председатель управляющего совета ограничился ссылкой на решение о блокировке доступа с российских IP-адресов, не пояснив как это связано с удалением поддержки провайдеров, т.е. плагинов для взаимодействия с сервисами. Первый запрос отмены удаления провайдеров был отклонён, а второй, содержащий более развёрнутую аргументацию, пока не рассмотрен.

Законодательство США, регулирующее экспорт, запрещает предоставлять резидентам находящихся под санкциями стран коммерческие сервисы или сервисы, которые могут использоваться в коммерческих целях. При этом ранее проведённый организациями Apache Software Foundation, Linux Foundation и GitHub юридический анализ показал, что ограничения экспортного контроля не распространяются на публично доступное открытое ПО и публичные репозитории.

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61779

OpenTofu удалил провайдеров YandexCloud, SberCloud и Rustack, и заблокировал доступ к репозиторию из России

Проект OpenTofu, в рамках которого под эгидой организации Linux Foundation развивается открытый форк платформы управления конфигурацией и автоматизации поддержания инфраструктуры Terraform, заблокировал
opennet

LinkedIn перешёл с CentOS на Azure Linux

Принадлежащая компании Microsoft социальная сеть LinkedIn отчиталась о переводе большей части серверов, виртуальных машин и контейнеров с CentOS на дистрибутив Azure Linux. Помимо решения проблемы с прекращением сопровождения использовавшейся ветки CentOS 7 в процессе миграции также удалось добиться повышения защищённости инфраструктуры, снижения издержек, увеличения гибкости при настройке и упрощения внедрения новых возможностей, основанных на применении компонентов для машинного обучения.

Из принятых в процессе миграции решений отмечается задействование файловой системы XFS и программного RAID, которые показали оптимальную производительность для большинства приложений, используемых в LinkedIn. Помимо серверов Azure Linux также задействован в виртуальных машинах с рабочей средой для разработчиков, снабжённых графическим окружением (Developer Desktop VM) и доступных для удалённого подключения через RDP или SSH. Изначально Azure Linux не рассчитан на предоставление среды рабочего стола, но в LinkedIn принято, что в окружениях для разработчиков применяется та же операционная система, что и на рабочих серверах. Ограничение удалось обойти организовав удалённый доступ к используемым в компании интегрированным средам разработки.

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61778

LinkedIn перешёл с CentOS на Azure Linux

Принадлежащая компании Microsoft социальная сеть LinkedIn отчиталась о переводе большей части серверов, виртуальных машин и контейнеров с CentOS на дистрибутив Azure Linux. Помимо решения проблемы с прекращением сопровождения использовавшейся ветки CentOS 7 в процессе миграции также удалось добиться повышения защищённости инфраструктуры, снижения издержек, увеличения гибкости при настройке и упрощения внедрения новых возможностей, основанных на применении...
opennet

Компания Microsoft передала разработку проекта Mono сообществу Wine

Компания Microsoft объявила о передаче проекта Mono, разрабатывающего альтернативную реализацию платформы .NET, под крыло организации WineHQ, развивающей открытую реализацию API Win32. Компания Microsoft получила проект Mono в свои руки после поглощения компании Xamarin в 2016 году. На базе платформы Mono планировалось развивать средства для разработки мобильных приложений на языке C# с использованием технологий .NET, но со временем проект впал в стагнацию и с 2019 года значительные релизы не выпускались, хотя корректирующие обновления продолжали регулярно публиковаться.

Так как Mono использовался в Wine для запуска собранных для Windows исполняемых файлов на базе .NET, разработчики Wine поддерживали синхронизированный форк Wine Mono, который успешно сопровождался и регулярно обновлялся. Оценив обстановку компания Microsoft приняла решение передать основной проект Mono сообществу Wine и сделать репозиторий Wine Mono основным. Код в старом репозитории Mono будет сохранён, но переведён в архивный режим. Ранее сформированные готовые сборки останутся доступны на протяжении 4 лет.

При этом, передав в Wine оригинальный Mono, Microsoft продолжит сопровождение более современного форка Mono Runtime, включённого в состав кодовой базы открытой платформы .NET. Планируется постепенно перевести на данный форк компоненты проектов Microsoft, остающиеся завязанными на Mono. Компания Microsoft также заявила, что рекомендует пользователям приложений, использующих Mono, перейти на использование общей платформы .NET, включающей Mono Runtime.

Платформа Mono была основана в 2001 году Мигелем де Икаса (Miguel De Icaza) и Нэтом Фридманом (Nat Friedman), которые учредили для развития своих проектов компанию Ximian. В 2003 году компания Ximian была продана Novell и первый релиз Mono 1.0, вышедший в 2004 году, был подготовлен в составе Novell. В 2011 году в результате реструктуризации, осуществлённой после покупки Novell корпорацией Attachmate, под сокращения попали все разработчики проекта Mono. В ответ, Мигель де Икаса и Нэт Фридман основали новую компанию Xamarin, которая начала заниматься разработкой и поддержкой связанных с Mono проектов, независимо от холдинга Attachmate. Через два месяца компании Xamarin и Attachmate заключили соглашение, в соответствии с которым Attachmate признала Mono как независимый открытый проект и передела Xamarin бессрочное право использования всей интеллектуальной собственности и торговых марок, связанных с проектом Mono.

В феврале 2016 года Мигель де Икаса и Нэт Фридман продали свой бизнес компании Microsoft, после чего проект Mono поменял лицензию c LGPLv2 на MIT и перешёл под управление некоммерческой организации .NET Foundation, созданной Microsoft. Также были открыты ранее отдельно распространявшиеся проприетарные расширения к Mono и даны обязательства, гарантирующие неприменение патентов Microsoft против лиц, занимающихся разработкой, использованием, продажей, импортированием и поставкой Mono. Компоненты Mono были интегрированы с первым открытым выпуском платформы .NET Core.

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61776

Компания Microsoft передала разработку проекта Mono сообществу Wine

Компания Microsoft объявила о передаче проекта Mono, разрабатывающего альтернативную реализацию платформы .NET, под крыло организации WineHQ, развивающей открытую реализацию API Win32. Компания Microsoft получила проект Mono в свои руки после
opennet

Выпуск системы шифрования дисковых разделов VeraCrypt 1.26.14

После 11 месяцев разработки опубликован выпуск проекта VeraCrypt 1.26.14, развивающего форк системы шифрования дисковых разделов TrueCrypt, прекратившей своё существование. VeraCrypt примечателен заменой используемого в TrueCrypt алгоритма RIPEMD-160 на SHA-512 и SHA-256, увеличением числа итераций хэширования, упрощением процесса сборки для Linux и macOS, устранением проблем, выявленных в процессе аудита исходных текстов TrueCrypt. Разработанный проектом VeraCrypt код распространяется под лицензией Apache 2.0, а заимствования из TrueCrypt продолжают поставляться под лицензией TrueCrypt License 3.0. Готовые сборки формируются для Linux, FreeBSD, Windows и macOS.

Среди изменений в новой версии:

- В версии для Linux графический интерфейс адаптирован для работы в окружениях, поддерживающих только протокол Wayland.
- В Linux предоставлена возможность сборки с криптографическим бэкендом на базе движка wolfCrypt от проекта wolfSSL.
- Повышена защита установщика для Linux, благодаря включению при сборке старыми версиями GCC режима ASLR (Address Space Layout Randomization).
- Для платформ отличных от Windows обеспечена совместимость кодовой базы с фреймворком wxWidgets 3.3 и реализована функция выбора языка интерфейса.
- Расширены сообщения об ошибках при монтировании, в которых отражена информация об удалении поддержки старых алгоритмов и TrueCrypt.
- В сборки для macOS добавлена поддержка использования FUSE-T в качестве альтернативы MacFUSE.
- В сборках для платформы FreeBSD добавлена поддержка автоматического определения и монтирования файловых систем ext2/3/4, exFAT и NTFS.
- Обеспечено определение шифрованных разделов, подверженных уязвимости в мастер-ключах на базе алгоритма XTS, вызванной генерацией одинаковых первичного и вторичного ключей при определённом стечении обстоятельств.



Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61775

Выпуск системы шифрования дисковых разделов VeraCrypt 1.26.14

После 11 месяцев разработки опубликован выпуск проекта VeraCrypt 1.26.14, развивающего форк системы шифрования дисковых разделов TrueCrypt, прекратившей своё существование. VeraCrypt примечателен заменой используемого в TrueCrypt алгоритма RIPEMD-160 на SHA-512 и SHA-256, увеличением числа итераций хэширования, упрощением процесса сборки для Linux и macOS, устранением
opennet

В плагине ss-otr к Pidgin выявлен вредоносный код

Разработчики клиента для мгновенного обмена сообщениями Pidgin, поддерживающего работу с такими сетями как Jabber/XMPP, Bonjour, Gadu-Gadu, IRC, Novell GroupWise, Lotus Sametime и Zephyr, объявили о выявлении вредоносного кода в плагине ss-otr (ScreenShareOTR), присутствующего в каталоге плагинов, развиваемых сообществом. Плагин был размещён в каталоге 6 июля, распространялся только в бинарном виде и добавлял в Pidgin возможность предоставления совместного доступа к экрану, используя протокол OTR (Off-the-Record). 16 августа исследователи безопасности выявили вредоносную активность в ss-otr, которая выражалась в запуске кейлоггера и отправке скриншотов экрана на внешние серверы.

Проведённый компанией ESET анализ вредоносных изменений показал наличие в библиотеках pidgin-screenshare и libotr кода для загрузки и запуска скриптов и исполняемых файлов с сервера атакующих (jabberplugins.net). Для пользователей Windows с сервера загружалось и устанавливалось типовое вредоносное ПО DarkGate, поддерживающее модули для совершения широкого спектра вредоносных действий, среди которых майнинг, запись клавиатурной активности, организация удалённого доступа, кража персональных данных, ключей и паролей из популярных приложений. В сборках для Linux также присутствовала функциональность для загрузки и запуска стороннего кода (что именно загружалось на системы с Linux пока не ясно).

Для снижения риска возникновения подобных инцидентов в будущем разработчики Pidgin намерены включать в каталог только плагины, код которых доступен под открытыми лицензиями, одобренными организацией OSI. Также планируется ссылаться только на сторонние плагины, для которых проведена проверка безопасности.

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61773

В плагине ss-otr к Pidgin выявлен вредоносный код

Разработчики клиента для мгновенного обмена сообщениями Pidgin, поддерживающего работу с такими сетями как Jabber/XMPP, Bonjour, Gadu-Gadu, IRC, Novell GroupWise, Lotus Sametime и Zephyr, объявили о выявлении вредоносного кода в плагине ss-otr (ScreenShareOTR), присутствующего в
opennet

Релиз офисного пакета Calligra 4.0, развиваемого проектом KDE

После более 4 лет разработки опубликован релиз свободного офисного пакета Calligra 4.0, созданного в 2010 году в результате реструктуризации проекта KOffice. Офисный пакет построен на технологиях KDE и применяет единую для всех приложений офисного пакета систему встраиваемых объектов. Компоненты, отвечающие за функциональность и интерфейс пользователя разделены, что позволяет создавать на одной основе как легковесные мобильные версии, так и полнофункциональные варианты офисного пакета для настольных систем. В качестве базового формата используется Open Document (ODF). Готовые бинарные сборки в скором времени будут подготовлены для Linux, FreeBSD, macOS и Windows.

Основные изменения:

- Осуществлён переход с технологий KDE 5 и библиотеки Qt 5 на использование Qt 6 и библиотек KDE Frameworks 6.
- Значительно переработан интерфейс пользователя. В текстовом процессоре Words, табличном процессоре Sheets и редакторе презентаций Stage предложен новый дизайн боковой панели, элементы стиля для которого уже включены в состав темы оформления Breeze. https://honk.any-key.press/d/xHhbZ1sbGbhb1vBqD4.png
- Удалена закрепляемая dock-панель с инструментами для вставки собственных фигур (Custom Shape), вместо которой во все приложения Calligra добавлено вызываемое из панели инструментов всплывающее меню. https://honk.any-key.press/d/66s74j27ykykrwdd44.png
- Проведена оптимизация содержимого панели инструментов, из которой исключены операции с буфером обмена (копировать, вырезать и вставить).
- Переделаны диалоги с настройками, которые переведены на новый плоский стиль отображения списков, также применяемый в конфигураторе KDE System Settings и в большинстве приложений на базе фреймворка Kirigami. https://honk.any-key.press/d/X1n6WbJ4F4YYd6Qpn1.png
- Изменён и переведён на использование безрамочного стиля начальный интерфейс, показываемый при запуске различных приложений офисного пакета (Launcher). https://honk.any-key.press/d/613x798q419B4wnYZS.png https://honk.any-key.press/d/p5rYGvknbP16r2277w.png
- Плагин webshape, позволяющий вставлять содержимое страниц с сайтов, переведён с устаревшего модуля QtWebkit на актуальный браузерный движок QtWebEngine. Помимо использования в системе заметок Braindump, плагин webshape теперь также можно использовать для вставки отрисованных страниц с сайтов в документы, электронные таблицы и презентации. https://honk.any-key.press/d/jtcn38n8hrKhnPZ4wj.png

Компоненты Calligra 4.0 и связанные с ними изменения:

- Calligra Words (ранее KWord) - текстовый процессор. Поддерживается открытие и сохранение документов в форматах ODF и MS Word (.doc, .docx). Возможна интеграция изображений, таблиц и диаграмм в документы, перетаскивание объектов из других приложений Calligra через интерфейс drag&drop.

- Область редактирования выделена тенями для более наглядного представления границ документа https://honk.any-key.press/d/5xJQJ5CglvWwSV31N3.png
- Обновлён диалог управления стилем (Style Manager). https://honk.any-key.press/d/z17987Y27LZb6S7m5Z.png
- Обновлён диалог для настройки параметров страницы (Page Layout). https://honk.any-key.press/d/jZ6zn8zqw5637Mbh1B.png


- Calligra Sheets (ранее KSpread) - табличный процессор, ориентированный на различного рода вычисления и бизнес-расчёты. Поддерживается использование шаблонов, интеграция диаграмм и графиков, возможности вставки формул. В наличии большая коллекций математических и статистических функций.

- Редактор ячеек перемещён из панели слева от электронной таблицы в отдельный виджет, показываемый в верху и занимающий меньше места. https://honk.any-key.press/d/JP97xP3rHhjdNNbjYJ.png
- Убрана система скриптинга, которая базировалась на неподдерживаемом фреймворке Kross. В будущем планируется предоставить возможность использования скриптов на языке Pуthon.


- Calligra Stages (ранее KPresenter) - система для подготовки презентаций. Поддерживается использование в презентациях текста, изображений, графиков и другого контента, поддерживаемого приложениями Calligra. Поддержка новых эффектов, типов контента и методов обработки презентаций может быть реализована через плагины.

- Модернизирована боковая панель. https://honk.any-key.press/d/cgKBmvvT6mnYWLMLQw.png
- Обеспечена совместимость всплывающих подсказок с окружениями на базе протокола Wayland. https://honk.any-key.press/d/z9KR5gv74vKfkDNB3V.png


- Karbon - векторный графический редактор, отличающийся гибкими возможностями по кастомизации и поддерживающий расширение функциональности через плагины. Редактор подходит для создания логотипов, иллюстраций и реалистичных векторных изображений.

- Изменения в основном касаются новой боковой панели и портирования на Qt6/KF6. https://honk.any-key.press/d/JRfy6SCkS29jnt8631.png


- Braindump - система ведения заметок, визуализации идей и структурирования контента. Для хранения информации используется формат openDocument, что позволяет включать в заметки не только текст, но и изображения и мультимедиа-вставки.

- Возобновлена поддержка сборки, но из-за отсутствия активного сопровождающего компонент пока отключён по умолчанию в релизах Calligra.

В выпуск не вошли система управления проектами Plan, редакция для гибридных субноутбуков Gemini, векторный графический редактор Karbon, редактор диаграмм и блок-схем Flow и среда для визуального управления данными Kexi. Данные компоненты развиваются с использованием собственных графиков подготовки релизов.

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61772

Релиз офисного пакета Calligra 4.0, развиваемого проектом KDE

После более 4 лет разработки опубликован релиз свободного офисного пакета Calligra 4.0, созданного в 2010 году в результате реструктуризации проекта KOffice. Офисный пакет построен на технологиях KDE и применяет единую для всех приложений офисного пакета систему встраиваемых объектов. Компоненты, отвечающие за функциональность и интерфейс пользователя разделены, что позволяет создавать на одной основе как легковесные мобильные версии,...
opennet

Проект OpenBSD охватил изменениями всю отделившуюся от NetBSD кодовую базу

Тэо де Раадт (Theo de Raadt) объявил о достижении проектом OpenBSD рубежа, при котором вся импортированная в 1995 году кодовая база охвачена изменениями - не осталось ни одного не изменённого или не удалённого оригинального файла оригинальной кодовой базы. Последним не изменённым компонентом оставалась игра quiz, в которой на днях проверка знаний, связанных с Грецией, заменена на проверку терминологии, связанной с кораблями. Проект OpenBSD был основан Тэо де Раадтом (Theo de Raadt) в 1995 году после конфликта с разработчиками NetBSD, в результате которого для Тэо был закрыт доступ к CVS-репозиторию NetBSD. После этого Тэо де Раадт с группой единомышленников создал на базе дерева исходных текстов NetBSD новую открытую операционную систему, главными целями развития которой стали переносимость, стандартизация, корректная работа, проактивная безопасность и интегрированные криптографические средства.

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61768

Проект OpenBSD охватил изменениями всю отделившуюся от NetBSD кодовую базу

Тэо де Раадт (Theo de Raadt) объявил о достижении проектом OpenBSD рубежа, при котором вся импортированная в 1995 году кодовая база охвачена изменениями - не осталось ни одного не изменённого или не удалённого оригинального файла оригинальной кодовой базы. Последним не изменённым компонентом оставалась игра
opennet

Фонд Sovereign инвестирует 686 тысяч евро в обновление инфраструктуры FreeBSD

Организация FreeBSD Foundation сообщила о получении от немецкого фонда STF (Sovereign Tech Fund) инвестиций в размере 686400 евро, выделенных для улучшения инфраструктуры, безопасности, средств для разработчиков и соответствия регуляторным требованиям. Работу, на которую получено финансирование, планируют провести с августа 2024 года до начала 2025 года, и сосредоточить на пяти проектах:

- Улучшение инструментария и процессов для организации сборки в незащищённых окружениях, которые могут быть скомпрометированы (архитектура с нулевым доверием - Zero Trust).
- Внедрение комбинированных средств непрерывной интеграции и непрерывного развёртывания (CI/CD - Сontinuous Integration и Continuous Delivery) для ускорения разработки и сокращения циклов формирования релизов.
- Разработка утилит и процессов для сокращения технического долга.
- Модернизация и расширение средств для поддержание безопасности коллекции приложений и портов, а также приведения их к соответствию требованиям европейского законодательства в области обеспечения безопасности ПО.
- Создание новых и расширение существующих инструментов и процессов для учёта компонентов и зависимостей, используемых при сборке (SBOM -Software Bill Of Material).



Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61767

Фонд Sovereign инвестирует 686 тысяч евро в обновление инфраструктуры FreeBSD

Организация FreeBSD Foundation сообщила о получении от немецкого фонда STF (Sovereign Tech Fund) инвестиций в размере 686400 евро, выделенных для улучшения инфраструктуры, безопасности, средств для разработчиков и соответствия
opennet

Выпуск web-браузера Chrome 128

Компания Google опубликовала релиз web-браузера Chrome 128. Одновременно доступен стабильный выпуск свободного проекта Chromium, выступающего основой Chrome. Браузер Chrome отличается от Chromium использованием логотипов Google, наличием системы отправки уведомлений в случае краха, модулями для воспроизведения защищённого от копирования видеоконтента (DRM), системой автоматической установки обновлений, постоянным включением Sandbox-изоляции, поставкой ключей к Google API и передачей при поиске RLZ-параметров. Для тех, кому необходимо больше времени на обновление, отдельно поддерживается ветка Extended Stable, сопровождаемая 8 недель. Следующий выпуск Chrome 129 запланирован на 17 сентября.

Основные изменения в Chrome 128:

- Предоставлена возможность поиска в истории посещений, учитывая содержимое открывавшихся страниц, а не только URL и заголовки. На данном этапе возможность доступна только для англоязычных пользователей из США. Функциональность поиска контента реализована с использованием работающей на стороне Google системы машинного обучения, для тренировки и оптимизации которой релевантные данные могут отправляться на серверы Google (отправку можно отключить в настройках).
- Задействован новый парсер формата JSON, переписанный с C++ на язык Rust, и обеспечивающий более высокую защищённость за счёт снижения вероятности появления ошибок при работе с памятью. Отмечается, что переход на новый парсер может привести к прекращению разбора некоторого некорректно оформленного контента в формате JSON, но при этом он также решает проблемы при работе с некорректным JSON, который раньше вызывал аварийное завершение, а теперь приводит к возврату кода ошибки.
- На страницу, показываемую при открытии новой вкладки, добавлена возможность размещения секции с данными из Google Calendar, позволяющей держать перед глазами предстоящие встречи и события. https://honk.any-key.press/d/Y4FL34ppK88cwkys6V.png
- В Chrome для Android в интерфейс переключения между вкладками добавлена новая секция, в которую автоматически переносятся неактивные вкладки, открытые больше 60 дней. Имеется возможность закрытия разом всех старых вкладок. По умолчанию новая возможность включена для 1% пользователей. https://honk.any-key.press/d/hk6t7RGL65F3Ly532L.png
- В Chrome для Android добавлена поддержка профилактических проверок безопасности (Safety Check), которые периодически проверяют наличие проблем в браузере и информируют пользователя в случае выявления требующих внимания угроз. Кроме того, изменено оформление страницы Safety Check в настройках (chrome://settings/safetyCheck). https://honk.any-key.press/d/t45Yc4LD7Z7p15nfxD.png
- В компоненте WebView в Chrome для Android решено временно отключить поддержку технологии CHIPS (Cookies Having Independent Partitioned State), развиваемой в рамках инициативы Privacy Sandbox и позволяющей изолировать Cookie в привязке к домену первого уровня, используя атрибут "Partitioned". Причиной отключения стали проблемы с обращением к секционированными Cookie при помощи API CookieManager, предоставляемого платформой Android.
- В централизованно управляемых системах администратору предоставлены возможности для создания собственных ярлыков быстрого поиска через адресную строку (можно создать ярлык "@имя" для поиска на определённом сайте), а также управления нерасшифровываемыми паролями во встроенном менеджере паролей (например, можно настроить удаление подобных паролей, оставшимися после миграции на другое устройство при помощи стороннего ПО).
- В версии для Chrome OS добавлена поддержка механизма запуска самодостаточных web-приложений IWA (Isolated Web Apps), который расширяет PWA (Progressive Web Apps) применением более строгой изоляции приложения на случай компрометации сервера. Изоляция достигается за счёт заверения пакета с приложением цифровой подписью, защищающей от внесения в пакет сторонних изменений, что позволяет распространять приложение через сторонние каналы без поддержания своего сервера.
- CSS-свойство position-try-options переименовано в position-try-fallbacks, в соответствии с рекомендацией рабочей группы CSSWG (CSS working group), так как слово "options" вводит в заблуждение и не отражает реальную суть свойства.
- В HTML-элементе ‹ruby›, позволяющем прикрепить к тексту аннотацию, показываемую сверху, снизу или рядом с текстом, например, для уточнения произношения или значения иероглифов, появилась возможность синхронной расстановки разрывов строк при переносе длинного базового текста и аннотации, которые не умещаются в одной строке и ранее переносились по отдельности. Также добавлено CSS-свойство ruby-align для управления выравниванием базового текста и аннотации.
- Добавлен метод Promise.try(), позволяющий преобразовать в Promise результат выполнения любого callback-вызова для упрощения обработки ошибок при выполнении функций, выполняемых как в асинхронном, так и в синхронном режиме.
- В интерфейс PointerEvent добавлен новый атрибут PointerEvent.deviceProperties, при помощи которого можно раздельно идентифицировать разные цифровые перья, используемые с графическим планшетом (например, для каждого устройства можно назначить свой цвет и форму пера).
- К соответствию спецификации приведена реализация CSS-свойства zoom, позволяющего уменьшать или увеличивать масштаб отдельных элементов.
- В режиме "Origin trials" реализована экспериментальная поддержка API Digital Credentials, позволяющего сайтам запрашивать необходимые для идентификации учётные данные из мобильных приложений-кошельков, используя предоставляемую в Android систему IdentityCredential CredMan.
- В WebGPU добавлена экспериментальная поддержка субгрупп, позволяющих использовать принцип SIMD (Single instruction, multiple data) для распараллеливания вычислений.
- Реализована экспериментальная возможность блокировки доступа к IP 0.0.0.0 для предотвращения атак на локальные сервисы.
- Внесены улучшения в инструменты для web-разработчиков. В панель инспектирования анимации добавлена возможность захвата анимации и редактирования ключевых кадров на лету. Заметно расширены возможности панели для анализа производительности. Для большинства европейских стран включена возможность вывода в web-консоли пояснений о сути ошибок, генерируемых с использованием большой языковой AI-модели Gemini. https://honk.any-key.press/d/2LS92H6GGT4TPf7s5w.png

Кроме нововведений и исправления ошибок в новой версии устранены 38 уязвимостей. Многие из уязвимостей выявлены в результате автоматизированного тестирования инструментами AddressSanitizer, MemorySanitizer, Control Flow Integrity, LibFuzzer и AFL. 7 проблемам присвоен высокий уровень опасности. Критических проблем, которые позволяют обойти все уровни защиты браузера и выполнить код в системе за пределами sandbox-окружения, не выявлено. В рамках программы по выплате денежного вознаграждения за обнаружение уязвимостей для текущего релиза компания Google выплатила 20 премий на сумму 95 тысяч долларов США (по одной премии в $36000, $10000, $5000 и $2000, по две премии $11000, $7000 и $500, четыре премии $1000). Размер 5 вознаграждений пока не определён.

<iframe src="https://www.youtube.com/embed/gpwdLX86wD8?si=1Zp0EqmM1vAZyQWk">

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61748

Выпуск web-браузера Chrome 128

Компания Google опубликовала релиз web-браузера Chrome 128. Одновременно доступен стабильный выпуск свободного проекта Chromium, выступающего основой Chrome. Браузер Chrome отличается от Chromium использованием логотипов Google, наличием системы отправки уведомлений в случае краха, модулями для воспроизведения защищённого от копирования видеоконтента (DRM), системой автоматической установки обновлений, постоянным включением Sandbox-изоляции, поставкой ключей к Google...
opennet

Выпуск OSMC 2024.08-1, дистрибутива для создания медиацентра на основе Raspberry Pi

Представлен выпуск дистрибутива OSMC 2024.08-1, предназначенного для создания медиацентра на базе одноплатных компьютеров Raspberry Pi или телеприставок Vero, развиваемых разработчиками дистрибутива. Дистрибутив укомплектован медиацентром Kodi и предлагает из коробки полный набор инструментов для создания домашнего кинотеатра, поддерживающего отображение видео с качеством 4K, 2K и HD (1080p). Для загрузки доступны как образы для прямой записи на USB-накопитель или SD-карту, так и специализированные инсталляторы для Windows, macOS и Linux, позволяющие начинающему пользователю установить дистрибутив. Готовые сборки сформированы для плат Raspberry Pi, а также для приставок Vero 4K, 4K+ и V.

Дистрибутив основан на пакетной базе Debian и поддерживает установку пакетов из стандартных репозиториев. В процессе работы с дистрибутивом не требуется знание Linux, все операции по настройке выполняются через графический интерфейс. Медиацентр на базе Raspberry Pi предлагается подключить к телевизору через порт HDMI и запитать через порт USB, который имеется в некоторых телевизорах. При воспроизведении видео используются средства аппаратного декодирования видео, предоставляемые графическим ускорителем Broadcom VideoCore.

OSMC имеет встроенную поддержку различных TV-тюнеров, DVB-адаптеров и пультов дистанционного управления. Возможно подключение инфракрасного приёмника через порт GPIO. Дополнительно поддерживается организация управления Kodi по сети со смартфона при помощи специализированных приложений для платформ iOS и Android. Для обеспечения трансляции музыки и видео с устройств Apple дистрибутивом поддерживаются технологии AirPlay и AirTunes.

Сетевое соединение может быть организовано как по проводной, так и по беспроводной сети. В состав интегрированы сервисы для организации доступа к локальной коллекции контента по протоколам SMB, NFS, FTP, HTTP и SSH. По умолчанию правила межсетевого экрана настроены на возможность доступа только из локальной сети. Для поддержания системы в актуальном состоянии применяется система автоматической установки обновлений.

В новом выпуске:

- Медиацентр Kodi обновлён до версии 21.1.
- Улучшена обработка раскладок кнопок на пультах дистанционного управления.
- Добавлена поддержка переопределения выставляемых монитором параметров EDID (Extended Display Identification Data) на устройствах Vero 4K/4K+/V.
- На приставках Vero 4K/4K+/V реализована поддержка форматов отображения 3D-контента Full SBS (Side by Side) и TAB (Top and Bottom).
- Для приставки Vero V реализована поддержка полного диапазона яркости при выводе видео. Обновлён драйвер для Wi-Fi.
- Для приставок Vero 4K/4K+/V реализована поддержка режима видео 2560x1440p60.
- В предлагаемую по умолчанию тему оформления OSMC Skin добавлена поддержка медиацентра Kodi 21 и предложен новый диалог для выбора способа отображения контента на экране.

https://honk.any-key.press/d/fYP1mZ3nsq56K1Nkb3.jpg

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61765

Выпуск OSMC 2024.08-1, дистрибутива для создания медиацентра на основе Raspberry Pi

Представлен выпуск дистрибутива OSMC 2024.08-1, предназначенного для создания медиацентра на базе одноплатных компьютеров Raspberry Pi или телеприставок Vero, развиваемых разработчиками дистрибутива. Дистрибутив укомплектован медиацентром Kodi и предлагает из коробки полный набор инструментов для создания домашнего кинотеатра, поддерживающего отображение видео с качеством 4K, 2K и HD (1080p). Для
opennet

В октябре в Переславле-Залесском состоится конференция разработчиков свободных программ

4-6 октября в Институте программных систем РАН в Переславле-Залесском Ярославской области состоится юбилейная двадцатая конференция разработчиков свободного программного обеспечения, так же известная как OSSDEVCONF. На мероприятии соберутся разработчики и энтузиасты СПО, чтобы обсудить новейшие достижения в области свободного ПО и перспективы его развития, наладить личные и профессиональные контакты и обменяться опытом, инициировать создание новых проектов. Формат конференции предполагает открытую встречу докладчиков и слушателей, а также личное общение.

Принимаются доклады по следующим темам:

- Разработка свободного программного обеспечения
- Новейшие достижения проектов СПО
- Формирование сообщества разработчиков СПО
- Философские, культурные и правовые аспекты свободного ПО
- Студенческие проекты разработки СПО

Работы должны освещать тематику свободного ПО. Доклады о бизнесе, рекламные и о проприетарном ПО не допускаются. Если тема доклада связана с разработкой ПО, заявка должна содержать ссылку на сам код, опубликованный в любом общедоступном репозитории под любой свободной лицензией. Заявки принимаются: на доклады до 8 сентября 2024 года; на участие слушателем до 2 октября 2024 года.

Участие в конференции для докладчиков и слушателей бесплатное, предоставляется трансфер из Москвы и обратно, а также в дни конференции от гостиницы «Переславль» до места проведения: Ярославская область, Переславский район, с. Веськово, улица Петра Первого, д. 4А (Институт программных систем имени А.К. Айламазяна РАН).

Будет доступна прямая трансляция. С видеозаписями докладов и презентаций прошлых лет можно ознакомиться на странице конференции, там же доступны сборники тезисов. Кроме того, видео докладов традиционно доступны на 0x1.tv и там же можно ознакомиться с презентациями докладов.

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61764

В октябре в Переславле-Залесском состоится конференция разработчиков свободных программ

4-6 октября в Институте программных систем РАН в Переславле-Залесском Ярославской области состоится юбилейная двадцатая конференция разработчиков свободного программного обеспечения, так же известная как OSSDEVCONF. На мероприятии соберутся разработчики и энтузиасты СПО, чтобы обсудить новейшие достижения в области свободного ПО и перспективы его развития, наладить личные и профессиональные контакты и обменяться...
opennet

Опубликован композитный сервер Wayfire 0.9, использующий Wayland

После десяти месяцев разработки представлен релиз композитного сервера Wayfire 0.9, использующего Wayland и позволяющего формировать нетребовательные к ресурсам интерфейсы пользователя c 3D-эффектами в стиле 3D-плагинов к Compiz (переключение экранов через 3D-куб, пространственная раскладка окон, морфинг при работе с окнами и т.п.). Wayfire поддерживает расширение через плагины и предоставляет гибкую систему настройки. Код проекта написан на языке C++ и распространяется под лицензией MIT.

Проект построен на базе библиотеки wlroots, развиваемой разработчиками пользовательского окружения Sway и предоставляющей базовые функции для организации работы композитного менеджера на базе Wayland. Для управления сеансами могут применяться systemd, elogind или seatd. Поддерживается запуск X11-приложений при помощи XWayland. В качестве панели можно использовать wf-shell от разработчиков Wayfire или стороннюю панель LavaLauncher. Проектом также развивается библиотека для работы с файлами конфигурации wf-config и графический конфигуратор wcm.

В новой версии:

- Добавлена поддержка протокола "session-lock", предоставляющего средства для организации блокировки сеанса, например, во время работы хранителя экрана или вывода диалога аутентификации. Протокол реализован через плагин session-lock, который может активироваться в файле wayfire.ini и использоваться вместе со Swaylock и другими интерфейсами блокировки экрана.
- Реализована возможность использования плагина xkb-bindings для назначения клавиатурных комбинаций, срабатывающих независимо от активной раскладки клавиатуры.
- Помимо возможности настройки продолжительности анимации, предоставлена поддержка изменения метода, определяющего скорость изменения анимированных эффектов (динамики изменения темпа анимации) и позволяющего добиться более плавной анимации. На выбор предложены методы circle, linear, sigmoid и easeOutElastic.
- В IPC-интерфейсе для внешнего управления композитным сервером реализована поддержка новых методов для управления выводом, выставления параметров конфигурации, манипулирования окнами и виртуальными рабочими столами, получения уведомлений о различных событиях. Добавлен новый Python-пакет для упрощения взаимодействием с Wayfire из скриптов.
- В wf-shell и wf-panel добавлена возможность использования CSS для изменения оформления элементов рабочего стола и панели.
- Добавлены новые плагины в набор wayfire-plugins-extra: filters (применение шейдеров к окнам), pixdecor (реализует окна со сглаженными закругленными углами и тенями) и obs (настройка непрозрачности, яркости и насыщенности).
- Налажена сборка на платформе FreeBSD

https://honk.any-key.press/d/q6PNbZ8DN5VzzBWLNY.png

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61763

Опубликован композитный сервер Wayfire 0.9, использующий Wayland

После десяти месяцев разработки представлен релиз композитного сервера Wayfire 0.9, использующего Wayland и позволяющего формировать нетребовательные к ресурсам интерфейсы пользователя c 3D-эффектами в стиле 3D-плагинов к Compiz (переключение экранов через 3D-куб, пространственная раскладка окон, морфинг при работе с окнами и т.п.). Wayfire поддерживает расширение
opennet

Линус Торвальдс начал сожалеть, что одобрил добавление Bcachefs в ядро Linux

При обсуждении очередной порции исправлений, предложенных для включения в ядро 6.11-rc5 автором Bcachefs, Линус Торвальдс написал, что начинает сожалеть о том, что принял файловую систему Bcachefs в состав ядра. Недовольство Торвальдса связано с тем, что Кент Оверстрит (Kent Overstreet), автор Bcachefs, на стадии финальных кандидатов в релизы, присылает слишком объёмные исправления, которые по сути, не только исправляют ошибки, но и продолжают развитие функциональности, при том, что функциональные изменения допускаются только на начальной стадии разработки новой ветки, а на стадии rc5 принимаются только отдельные небольшие исправления, размер которых желательно не должен превышать 100 строк кода.

Присланный для Bcachefs патч, в котором было добавлено 1309 строк и удалено 671 сток в 39 файлах, помимо исправления ошибок включал два значительные изменения: поддержку новой структуры данных для управления списком свободных элементов в кэше и возможность преобразования хэш-таблиц для кэша. Новая структура была добавлена для избавления от лишних блокировок кэша и исключения ситуаций, которые могут привести к конфликтам блокировок при многопоточных нагрузках.

Это не первый случай, когда крупные исправления для Bcachefs отправляются после окна приёма изменений, и не первый случай, когда вместо простых исправлений ошибок продвигаются более тяжёлые функциональные дополнения, вносимые через запросы на внесение исправлений на финальных стадиях разработки новой ветки. Линус Торвальдс ответил на присланный pull-запрос:

«Хватит. Последний pull-запрос также был большим. Данный pull-запрос тоже слишком объёмный, затрагивает вещи, не относящиеся к Bcachefs, и даже отдалённо не является какой-то регрессией. В какой-то момент «исправление чего-то» просто превращается в разработку, и это тот самый момент. Никто в здравом уме не использует Bcachefs и не ожидает от него стабильности, поэтому каждый пользователь — это область экспериментов. Патчи Bcachefs стали своего рода «большой разработкой во время цикла подготовки релиза, а не до него», до такой степени, что я начинаю сожалеть о принятии Bcachefs. Если Bcachefs не может нормально работать в соответствии с графиком разработки основного (upstream) ядра, возможно, его не должно быть в основном ядре. Это уже выходит за рамки смешного».

Кент Оверстрит ответил, что Bcachefs определённо более надёжна, чем Btrfs и он работает над тем, чтобы сделать её более устойчивой и надежной, чем XFS и EXT4, благодаря реализации механизма сквозной целостности данных (end to end data Integrity). Кент также подчеркнул, что предлагаемые изменения напрямую касаются повышения надёжности, и если ошибка в других подсистемах ядра возможно ограничится сбоем и перезагрузкой, то в файловых системах цена ошибки очень высока и может привести к скрытому повреждению данных, которое может быть замечено лишь недели спустя.

Торвальдс возразил, что до сих пор не существует крупных дистрибутивов Linux, использующих Bcachefs, и указал на то, что следует соблюдать правила разработки релизов ядра Linux, так как существует вероятность появления новых ошибок из-за подобных крупных патчей, содержащих более чем 1000 строк кода. В настоящий момент обсуждаемые исправления к Bcachefs не приняты в ядро Linux, а разработчик Bcachefs пока не подготовил обновлённый вариант pull-запроса, избавленный от добавления новой функциональности и сосредоточенный только на исправлении ошибок.

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61761

Линус Торвальдс начал сожалеть, что одобрил добавление Bcachefs в ядро Linux

При обсуждении очередной порции исправлений, предложенных для включения в ядро 6.11-rc5 автором Bcachefs, Линус Торвальдс написал, что начинает сожалеть о том, что принял файловую систему Bcachefs в состав ядра. Недовольство Торвальдса связано с тем, что Кент Оверстрит (Kent Overstreet), автор Bcachefs, на стадии финальных кандидатов в релизы, присылает слишком объёмные исправления, которые по сути, не только исправляют...
opennet

Ядру Linux исполнилось 33 года

25 августа 1991 года после пяти месяцев разработки 21-летний студент Линус Торвальдс объявил в телеконференции comp.os.minix о создании рабочего прототипа новой операционной системы Linux, для которой было отмечено завершение портирования bash 1.08 и gcc 1.40. Первый публичный выпуск ядра Linux был представлен 17 сентября. Ядро 0.0.1 имело размер 62 Кб в сжатом виде и содержало около 10 тысяч строк исходного кода. Современное ядро Linux насчитывает более 35 млн строк кода. По данным исследования, проведённого в 2010 году по заказу Евросоюза, приблизительная стоимость разработки с нуля проекта, аналогичного современному ядру Linux, составила бы более миллиарда долларов США (расчёт производился, когда в ядре было 13 млн строк кода), по другим оценкам - более 3 миллиардов.

Ядро Linux было создано под впечатлением от операционной системы MINIX, которая не устраивала Линуса своей ограниченной лицензией. Впоследствии, когда Linux стал известным проектом, недоброжелатели пытались обвинить Линуса в прямом копировании кода некоторых подсистем MINIX. Нападение отразил Эндрю Таненбаум, автор MINIX, который поручил одному из студентов провести детальное сравнение кода Minix и первых публичных версий Linux. Результаты исследования показали наличие только четырёх несущественных совпадений блоков кода, обусловленных требованиями POSIX и ANSI C.

Первоначально Линус задумал назвать ядро Freax, от слов «free», «freak» и X (Unix). Но имя «Linux» ядро получило с лёгкой руки Ари Лемке (Ari Lemmke), который по просьбе Линуса разместил ядро на FTP-сервере университета, назвав директорию с архивом не «freax», как просил Торвальдс, а «linux». Примечательно, что предприимчивый делец Вильям Делло Крок (William Della Croce) сумел зарегистрировать торговую марку Linux и хотел со временем собирать отчисления, но позднее передумал и передал все права на торговую марку Линусу. Официальный талисман Linux-ядра, пингвин Tux, был выбран в результате соревнования, состоявшегося в 1996 году. Имя Tux расшифровывается как Torvalds UniX.

Динамика роста кодовой базы (количество строк исходного кода) ядра:

- 0.0.1 - сентябрь 1991, 10 тыс. строк кода;
- 1.0.0 - март 1994, 176 тыс. строк кода;
- 1.2.0 - март 1995, 311 тыс. строк кода;
- 2.0.0 - июнь 1996, 778 тыс. строк кода;
- 2.2.0 - январь 1999, 1.8 млн. строк кода;
- 2.4.0 - январь 2001, 3.4 млн. строк кода;
- 2.6.0 - декабрь 2003, 5.9 млн. строк кода;
- 2.6.28 - декабрь 2008, 10.2 млн. строк кода;
- 2.6.35 - август 2010, 13.4 млн. строк кода;
- 3.0 - август 2011, 14.6 млн. строк кода;
- 3.5 - июль 2012, 15.5 млн. строк кода;
- 3.10 - июль 2013, 15.8 млн. строк кода;
- 3.16 - август 2014, 17.5 млн. строк кода;
- 4.1 - июнь 2015, 19.5 млн. строк кода;
- 4.7 - июль 2016, 21.7 млн. строк кода;
- 4.12 - июль 2017, 24.1 млн. строк кода;
- 4.18 - август 2018, 25.3 млн. строк кода;
- 5.2 - июль 2019, 26.55 млн. строк кода;
- 5.8 - август 2020, 28.4 млн. строк кода;
- 5.13 - июнь 2021, 29.2 млн. строк кода;
- 5.19 - август 2022, 30.5 млн. строк кода;
- 6.4 - июнь 2023, 32.9 млн. строк кода.
- 6.10 - июль 2024, 35.1 млн. строк кода.


Прогресс развития ядра:

- Linux 0.0.1 - сентябрь 1991, первый публичный выпуск, поддерживающий только CPU i386 и загружающийся с дискеты;
- Linux 0.12 - январь 1992, код начал распространяться под лицензией GPLv2;
- Linux 0.95 - март 1992, обеспечена возможность запуска X Window System, реализована поддержка виртуальной памяти и раздела подкачки.
- Linux 0.96-0.99 - 1992-1993, началась работа над сетевым стеком. Представлена файловая система Ext2, добавлена поддержка формата файлов ELF, представлены драйверы для звуковых карт и контроллеров SCSI, реализована загрузка модулей ядра и файловой системы /proc.
- В 1992 году появились первые дистрибутивы SLS и Yggdrasil. Летом 1993 года были основаны проекты Slackware и Debian.
- Linux 1.0 - март 1994, первый официально стабильный релиз;
- Linux 1.2 - март 1995, существенное увеличение числа драйверов, поддержка платформ Alpha, MIPS и SPARC, расширение возможностей сетевого стека, появление пакетного фильтра, поддержка NFS;
- Linux 2.0 - июнь 1996 года, поддержка многопроцессорных систем;
- Март 1997: основан LKML, список рассылки разработчиков ядра Linux;
- 1998 год: запущен первый попавший в список Top500 кластер на базе Linux, состоящий из 68 узлов с CPU Alpha;
- Linux 2.2 - январь 1999, увеличена эффективность системы управления памятью, добавлена поддержка IPv6, реализован новый межсетевой экран, представлена новая звуковая подсистема;
- Linux 2.4 - февраль 2001, обеспечена поддержка 8-процессорных систем и 64 Гб ОЗУ, файловая система Ext3, поддержка USB, ACPI;
- Linux 2.6 - декабрь 2003, поддержка SELinux, средства автоматического тюнинга параметров ядра, sysfs, переработанная система управления памятью;
- В 2005 году представлен гипервизор Xen, который открыл эру виртуализации;
- В сентябре 2008 года сформирован первый релиз платформы Android, основанной на ядре Linux;
- В июле 2011 года после 10 лет развития ветки 2.6.x осуществлён переход к нумерации 3.x. Число объектов в Git-репозитории достигло 2 млн;
- В 2015 году состоялся выпуск ядра Linux 4.0. Число git-объектов в репозитории достигло 4 млн;
- В апреле 2018 года преодолён рубеж в 6 млн git-объектов в репозитории ядра.
- В январе 2019 года сформирована ветка ядра Linux 5.0. Репозиторий достиг уровня 6.5 млн git-объектов.
- Опубликованное в августе 2020 года ядро 5.8 стало самым крупным по числу изменений из всех ядер за всё время существования проекта.
- В ядре 5.13 был поставлен рекорд по числу разработчиков (2150), изменения от которых вошли в состав ядра.
- В августе 2022 года сформирована ветка ядра Linux 6.0, так как в ветке 5.x накопилось достаточного выпусков для смены первого числа в номере версии.
- В ядро 6.1, выпущенное в декабре 2022 года, добавлена возможность использования языка Rust в качестве второго языка для разработки драйверов и модулей ядра.

Около 65% всех изменений в ядро внесены 20 наиболее активными компаниями. Например, при разработке ядра 6.10 из всех изменений 15.3% (в ядре 6.9 было 12.9%) подготовлено компанией Intel, 7.4% (7.1%) - Google, 6.9% (5.6%) - Red Hat, 6.3% (6.4%) - Linaro, 4.6% (5.7%) - AMD, 3.3% (2.2%) - Oracle, 3.2% (2.9%) - Meta, 2.5% (3.2%) - SUSE, 2.4% (2.1%) - IBM, 2.3% (2.4%) - Huawei, 1.9% (2.1%) - Qualcomm, 1.5% (1.7%) - NVIDIA, 1.2% (1.2%) - ARM. 11.9% (в ядре 6.9 - 14.2%) изменений подготовлены независимым участниками или разработчиками, явно не заявившим о своей работе на определённые компании. По числу добавленных в ядро 6.10 строк кода лидируют компании Intel, Linaro и Red Hat, доля которых составила 13.6%, 13.3% и 7.2% (в ядре 6.9 лидировали AMD, Red Hat и Intel с долями 21.7%, 11.5% и 8.9%).

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61762

Ядру Linux исполнилось 33 года

25 августа 1991 года после пяти месяцев разработки 21-летний студент Линус Торвальдс объявил в телеконференции comp.os.minix о создании рабочего прототипа новой операционной системы Linux, для которой было отмечено завершение портирования bash 1.08 и gcc 1.40. Первый публичный выпуск ядра Linux был представлен 17 сентября. Ядро
opennet

SurrealEngine - открытая реализация игрового движка Unreal Engine 1

Проект SurrealEngine развивает открытую реализацию первых версий игрового движка Unreal Engine и нацелен на предоставление возможности запуска игрового процесса с использованием карт из оригинальной игры Unreal Tournament (UT99), выпущенной в 1999 году, не используя оригинальный проприетарный движок. Помимо Windows проектом поддерживается работа в Linux с использованием библиотек SDL2, waylandpp и libasound2. Проект написан на языке С++ и распространяется под открытой лицензией zlib.

На текущей стадии развития движок SurrealEngine может загружать и отрисовывать карты, а также поддерживает почти все возможности скриптов UnrealScript (пока не реализованы только массивы и некоторые сетевые возможности). Поддерживается определение ресурсов из следующих игр на базе движка Unreal Engine 1: Unreal Tournament, Unreal, Unreal Gold, Deus Ex, Klingon Honor Guard, NERF Arena Blast, TNN Outdoors Pro Hunter, Rune Classic, Clive Barker's Undying, Tactical-Ops: Assault on Terror и Wheel of Time. При этом относительно рабочая возможность запуска пока достигнута только для игр Unreal Tournament и Unreal Gold, а при попытке запуска остальных игр наблюдаются аварийные завершения.

https://honk.any-key.press/d/jSl1X49npV2Y63g76X.jpg

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61760

SurrealEngine - открытая реализация игрового движка Unreal Engine 1

Проект SurrealEngine развивает открытую реализацию первых версий игрового движка Unreal Engine и нацелен на предоставление возможности запуска игрового процесса с использованием карт из оригинальной игры Unreal Tournament (UT99), выпущенной в 1999 году, не используя оригинальный проприетарный движок. Помимо Windows проектом поддерживается работа в Linux с использованием библиотек SDL2, waylandpp и libasound2. Проект написан на языке С++ и
opennet

Опубликован Wolvic 1.7, web-браузер для устройств виртуальной реальности

После полугода разработки представлен релиз web-браузера Wolvic 1.7, предназначенного для использования в системах дополненной и виртуальной реальности. Проект продолжает развитие браузера Firefox Reality, ранее развивавшегося компанией Mozilla. После стагнации кодовой базы Firefox Reality в рамках проекта Wolvic его разработку продолжила компания Igalia, известная своим участием в разработке таких свободных проектов, как GNOME, GTK, WebKitGTK, Epiphany, GStreamer, Wine, Mesa и freedesktop.org. Код Wolvic написан на языках Java и C++, и распространяется под лицензией MPLv2. Готовые сборки сформированы для платформы Android. Поддерживается работа с 3D-шлемами Oculus, Huawei VR Glass, Lenovo VRX, Lenovo A3, HTC Vive Focus, Pico Neo, Pico4, Pico4E, Meta Quest Pro, Pico Neo3 и Lynx (также ведётся портирование браузера для устройств Qualcomm).

Браузер использует web-движок GeckoView - вариант движка Mozilla Gecko, оформленный в виде отдельной библиотеки, которую можно обновлять независимо. Управление производится через принципиально иной трёхмерный интерфейс пользователя, позволяющий осуществлять навигацию по сайтам внутри виртуального мира или в составе систем дополненной реальности. Кроме предназначенного для управления через 3D-шлем интерфейса, позволяющего просматривать традиционные двумерные страницы, web-разработчики могут использовать API WebXR, WebAR и WebVR для создания специализированных трехмерных web-приложений, взаимодействие с которыми производится в виртуальном пространстве. Также поддерживается просмотр в 3D-шлеме пространственных видео, снятых в режиме 360 градусов.

Для навигации используются VR-контроллеры, а для ввода данных в web-формы - виртуальная или реальная клавиатура. Кроме того, для взаимодействия с пользователем предлагается система голосового ввода, дающая возможность заполнять формы и отправлять поисковые запросы с использованием развиваемого в Mozilla движка для распознавания речи. В качестве стартовой страницы браузер предоставляет интерфейс для доступа к избранному контенту и навигации по коллекции адаптированных для 3D-шлемов игр, web-приложений, 3D-моделей и пространственных видео.

В новой версии:

- Добавлена начальная поддержка навигации с использованием механизмов отслеживания движения глаз, присутствующих в некоторых устройствах виртуальной реальности и предоставляемых приложению через OpenXR-расширение XR_EXT_eye_gaze_interaction. Например, новая возможность позволяет перейти по ссылке, на которую направлен взгляд после нажатия кнопки на контроллере или сжатия пальцев.


- Добавлена поддержка отслеживания движения рук, используя OpenXR-расширение XR_EXT_hand_interaction. Добавлен профиль ввода, позволяющий использовать стандартную модель ввода OpenXR для отслеживания рук и жестов, вместо специфичных для разных устройств расширений.


- Проведена работа по улучшению выбора размеров и местоположения окон. Возвращено отображение адресной строки, которая среди прочего включает элементы управления воспроизведением для мультимедийного контента. https://honk.any-key.press/d/1vJY512QyG6nMNntby.jpg
- Для умных очков Huawei VisionGlass реализована поддержка голосового ввода и вызова голосом интерфейса поиска.
- Добавлены четыре новых виртуальных окружения, воссоздающих японский парк с фонтанами, Нотр-Дам дождливой ночью, солнечную голландскую деревню и продуваемого ветрами побережье Калифорнии. Окружения включаются через диалог Settings > Environment. https://honk.any-key.press/d/yLNCS23GtW76c591n8.jpg
- Добавлена поддержка OpenXR-расширения XR_EXT_view_configuration_depth_range extension для получения дополнительной графической информации, позволяющей повысить производительность браузера.
- Браузерный движок Gecko и компоненты Mozilla для Android обновлены до версии 128, соответствующей Firefox 128 (в прошлых выпусках использовались версии Mozilla Android Components 121 и Gecko 121).



Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=61759

Опубликован Wolvic 1.7, web-браузер для устройств виртуальной реальности

После полугода разработки представлен релиз web-браузера Wolvic 1.7, предназначенного для использования в системах дополненной и виртуальной реальности. Проект продолжает развитие браузера Firefox Reality, ранее развивавшегося компанией Mozilla. После стагнации
Наверх