Представлен августовский выпуск дистрибутива CachyOS, основанного на пакетной базе Arch Linux и развиваемого в рамках непрерывной модели доставки обновлений. Дистрибутива примечателен включением оптимизаций для повышения производительности и предоставлением возможности установки различных сред рабочего стола. Помимо базового окружения на основе KDE для установки доступны GNOME, XFCE, i3WM, Wayfire, LXQT, OpenBox, Cinnamon, Cosmic, UKUI, LXDE, Mate, Budgie, Qtile, Hyprland и Sway. Размер установочного iso-образа 2.6 ГБ.
В качестве файловых систем могут использоваться btrfs, zfs, ext4, xfs и f2fs. По умолчанию включён планировщик задач BORE, оптимизированный для снижения задержек на рабочем столе и повышения приоритета интерактивных процессов. Ядро и пакеты собраны с включением LTO-оптимизаций и задействованием инструкций, доступных в процессорах на базе микроархитектур x86-64-v3, x86-64-v4 и Zen4. При сборке базовых пакетов дополнительно задействованы оптимизации PGO (Profile-Guided Optimization) или BOLT (Binary Optimization and Layout Tool). В дистрибутиве поставляется web-браузер Cachy-Browser, основанный на Firefox и включающий изменения для усиления безопасности и повышения производительности, а также патчи от проекта Librewolf.
Отдельно поставляется редакция для носимых устройств (Handheld Edition), предоставляющая интерфейс в стиле GameMode, включая компоненты для любителей компьютерных игр и поддерживающая игровые консоли, такие как Rog Ally, Steam Deck OLED/LCD и Legion GO.
- Реализовано автоматическое использование для поддерживаемого оборудования открытых модулей ядра Linux в проприетарных драйверах NVIDIA (используется бета-выпуск драйверов NVIDIA R560).
- Предоставлена возможность установки альфа-выпуска среды рабочего стола COSMIC, развиваемой на языке Rust.
- Улучшено определение конфигураций на системах с несколькими GPU.
- В утилите kernel-manager добавлена возможность установки флагов для планировщика sched-ext и реализована опция для сохранения настроек для собственных сборок ядра.
- В утилите cachy-chroot добавлена поддержка LUKS-шифрования и реализована поддержка автомонтирования пользовательских разделов из Live ISO.
- Добавлен скрипт для упрощения настройки UEFI Secure Boot.
- В Handheld-редакции добавлена поддержка игровой консоли ASUS ROG Ally X.
- Обновлены версии пакетов, среди которых ядро Linux 6.10.5, Mesa 24.2.0, KDE Plasma 6.1.4 и NVIDIA 560.31.02.
Представлен августовский выпуск дистрибутива CachyOS, основанного на пакетной базе Arch Linux и развиваемого в рамках непрерывной модели доставки обновлений. Дистрибутива примечателен включением оптимизаций для повышения производительности и предоставлением возможности установки различных сред рабочего стола. Помимо базового окружения на основе KDE для установки
Суля по новому оформлению блоков навигации, предложенному для сайта mozilla.org, а также изменению дизайна футболок, проект Mozilla готовится к замене логотипа. Новый логотип идёт на смену логотипу "Moz://a", утверждённому в 2017 году и обыгрывающему символы "://", используемые в URL. Новый вариант представляет собой абстрактный символ, который с одной стороны выглядит как повёрнутая буква "M", а с другой стороны напоминает голову дракона, что является отсылкой к старому талисману проекта. Из изменений также выделяется смена шрифта (задействован шрифт как в элементах бренда Firefox) и уход от использования сплошного фона.
Суля по новому оформлению блоков навигации, предложенному для сайта mozilla.org, а также изменению дизайна футболок, проект Mozilla готовится к замене логотипа. Новый логотип идёт на смену логотипу "Moz://a", утверждённому в 2017 году и обыгрывающему символы "://", используемые в URL. Новый вариант представляет собой абстрактный символ, который с одной стороны выглядит как повёрнутая буква "M", а с другой стороны напоминает голову дракона, что является отсылкой...
В кодовую базу менеджера сеансов gnome-session, отвечающего за запуск GNOME, а также дисплейного менеджера GDM, предоставляющего экран входа в систему, принятыизменения, позволяющие осуществить сборку без поддержки X11, оставив только компоненты для Wayland. В июне аналогичные изменения приняты в состав оболочки GNOME Shell и композитного менеджера Mutter. Возможность сборки GNOME без X11 даст возможность разработчиками Fedora Linux и других дистрибутивов исключить компоненты X11 из основных сборок и снизит трудозатраты на сопровождение.
Изменение выполнено в рамках развиваемой последние два года инициативы по переводу X11 в разряд необязательных зависимостей. Сеанс на базе протокола Wayland применяется в GNOME по умолчанию с 2016 года, и, по мнению некоторых разработчиков, пришло время отказаться от сеанса X11 и сосредоточить силы на поддержке только Wayland. Кроме того, компания Red Hat перевела X.Org-сервер в RHEL 9 в категорию устаревших и приняла решение полностью удалить его в будущем значительном выпуске RHEL 10.
В кодовую базу менеджера сеансов gnome-session, отвечающего за запуск GNOME, а также дисплейного менеджера GDM, предоставляющего экран входа в систему, принятыизменения, позволяющие осуществить сборку без поддержки X11, оставив только компоненты для Wayland. В июне аналогичные изменения
Доступен выпуск MiniOS 3.3.4, лёгкого модульного live-дистрибутива Linux, предназначенного для использования на съёмных USB-накопителях. Проект был основан в 2009 году и изначально базировался на Mandriva Linux, но после ликвидации Mandriva перешёл на использование пакетной базы Debian. Особенностью дистрибутива является возможность добавлять или удалять модули для формирования live-окружения, удовлетворяющего собственным потребностям. В качестве пользовательских оболочек поддерживаются Fluxbox, LXQt и Xfce. Для загрузки доступны различные варианты ISO-образов. В зависимости от варианта сборки дистрибутив занимает 350-1660 МБ дискового пространства.
Основные изменения и улучшения в MiniOS 3.3.4:
- Восстановлена сборка на основе ветки 3.3.x: возможность сборки дистрибутива возвращена благодаря изменениям в структуре репозитория.
- Версия установщика синхронизирована с веткой MiniOS 4, добавлена поддержка MMC-устройств и exFAT.
- В скриптах загрузки устранены проблемы с обновлением пакетов в MiniOS Puzzle.
- Ядро Linux обновлено до версии 6.1.90.
- Тема пиктограмм elementary-xfce-minios заменена на elementary-minios и обновлена до версии 0.19.
- Реализовано сжатие модулей с использованием zstd для ускорения работы системы во всех редакциях.
- Включены все обновления Debian, доступные на момент выпуска дистрибутива.
Доступен выпуск MiniOS 3.3.4, лёгкого модульного live-дистрибутива Linux, предназначенного для использования на съёмных USB-накопителях. Проект был основан в 2009 году и изначально базировался на Mandriva Linux, но после ликвидации Mandriva перешёл на использование пакетной базы Debian. Особенностью дистрибутива является возможность добавлять или удалять модули для формирования live-окружения, удовлетворяющего собственным потребностям....
Опубликован выпуск проекта labwc 0.8.0 (Lab Wayland Compositor), развивающего композитный сервер для Wayland с возможностями, напоминающими оконный менеджер Openbox (проект преподносится как попытка создания альтернативы Openbox для Wayland). Из особенностей labwc упоминается минимализм, компактная реализация, широкие возможности настройки и высокая производительность. Анимированные эффекты, градиенты и пиктограммы, за исключением кнопок для окон, не поддерживаются принципиально. Код проекта написан на языке Си и распространяется под лицензией GPLv2.
В качестве основы используется библиотека wlroots, развиваемая разработчиками пользовательского окружения Sway и предоставляющая базовые функции для организации работы композитного менеджера на базе Wayland. Возможно подключение надстроек с реализацией таких функций, как создание скриншотов, отображение обоев на рабочем столе, размещение панели и меню. Для запуска X11-приложений в окружении на базе протокола Wayland поддерживается использование DDX-компонента XWayland. Тема оформления, базовое меню и горячие клавиши настраиваются через файлы конфигурации в формате xml. Имеется встроенная поддержка экранов с высокой плотностью пикселей (HiDPI).
Помимо встроенного корневого меню, настраиваемого через файл menu.xml, можно подключить сторонние реализации меню приложений, такие как bemenu, fuzzel и wofi. В качестве панели можно использовать Waybar, sfwbar, Yambar или LavaLauncher. Для управления подключением мониторов и изменением их параметров предлагается использовать wlr-randr или kanshi. Блокировка экрана осуществляется при помощи swaylock.
В новой версии:
- Обеспечена поддержка нового выпуска библиотеки wlroots 0.18.
- В настройку "‹core›‹allowTearing›" добавлены опции "fullscreen" и "fullscreenForced" для привязки применения защиты от появления разрывов при выводе (tearing) только к окнам, развёрнутым на весь экран.
- В настройку клавиатурных комбинаций добавлена опция "allowWhenLocked" (‹keyboard›‹keybind key="" allowWhenLocked=""›), разрешающая вызов обработчика при блокировке сеанса, что, например, может быть полезным для разрешения во время блокировки срабатывания горячих клавиш управления громкостью.
- Добавлен параметр "‹resistance›‹unSnapThreshold›", определяющий порог срабатывания при перемещении мозаичных и развёрнутых окон.
- Добавлена поддержка восстановления после аварийного завершения процесса renderer (процесс перезапускается с перезагрузкой конфигурации).
- Реализована возможность использования скриптов xinitrc для настройки сервера XWayland.
- В темы оформления добавлена опция "window.button.width" для изменения размера кнопок в верхней части окна.
- Добавлено правило для каскадного размещения окон (‹placement›‹policy>cascade‹/policy›‹cascadeOffset x="40" y="30"/›‹/placement›).
- Предоставлена поддержка режима относительного перемещения указателя при использовании графических планшетов (‹tabletTool motion="absolute|relative" relativeMotionSensitivity="1.0"/›).
Опубликован выпуск проекта labwc 0.8.0 (Lab Wayland Compositor), развивающего композитный сервер для Wayland с возможностями, напоминающими оконный менеджер Openbox (проект преподносится как попытка создания альтернативы Openbox для Wayland). Из особенностей labwc упоминается минимализм, компактная реализация, широкие возможности настройки и высокая производительность. Анимированные эффекты, градиенты и пиктограммы, за исключением кнопок для окон,...
Нейт Грэм (Nate Graham), разработчик, занимающийся контролем качества в проекте KDE, опубликовал очередной отчёт о разработке KDE. Наиболее заметные изменения, который войдут в состав KDE Plasma 6.2.0:
- Продолжено развитие расширений протокола Wayland, отвечающих за управление цветом. Добавлена поддержка интенции рендеринга (rendering intents), определяющей то, как цвета должны быть преобразованы из одного цветового пространства в другое. Добавлена поддержка метода компенсации чёрной точки (BPC, Black Point Сompensation), применяемого для улучшения отображения чёрного цвета при преобразовании цветовых пространств.
- Реализован Wayland-протокол alpha-modifier, позволяющий клиентам менять уровень прозрачности поверхности и выносить операции по обеспечению прозрачности на сторону композитного сервера, который в свою очередь может переадресовать эти операции KMS.
- В окружении на базе Wayland реализована возможность копирования и вставки из системного буфера обмена при активном обзорном режиме (Overview) и других эффектах KWin.
- В конфигураторе (System Settings) предложено новое оформление страницы для настройки параметров клавиатуры, переработана страница с настройками Thunderbolt, а также модернизирован интерфейс страниц, продолжающих использовать QtWidgets (данные страницы сделаны более похожими на части, использующие QML). https://honk.any-key.press/d/vDYt151G71G1PYYKw6.pnghttps://honk.any-key.press/d/9bm3DyDg1sNzb5Zq77.png
- В виджете, показывающем прогноз погоды, добавлена поддержка отображения ощущаемой температуры, которая учитывает влияние влажности воздуха на субъективное ощущение температуры. https://honk.any-key.press/d/b7VP9P2396zmj91fZR.png
- В менеджере приложений (Discover) и связанном с ним индикаторе в системном лотке обеспечено постоянное отображение сведений о наличии обновлений.
- В выпадающем меню, показываемом при перемещении мышью файла или изображения из браузера на рабочий стол или в файловый менеджер, теперь показываются только действия, имеющие отношение к перемещённому файлу (загрузка файла или помещение ссылки). https://honk.any-key.press/d/GH3Fk5rc1Fj5p3p9T7.png
- Решены проблемы с использованием обоев рабочего стола в формате SVG, вставкой из буфера обмена в окружении XWayland, возвращении окон на основной экран после отсоединения дополнительного монитора, раскраской пиктограмм в панели.
Нейт Грэм (Nate Graham), разработчик, занимающийся контролем качества в проекте KDE, опубликовал очередной отчёт о разработке KDE. Наиболее заметные изменения, который войдут в состав KDE Plasma 6.2.0:
- Продолжено развитие расширений протокола Wayland, отвечающих за управление цветом. Добавлена поддержка интенции рендеринга (rendering intents), определяющей то, как цвета должны быть преобразованы из одного цветового...
Стартовал первый этап конкурса по открытому системному программному обеспечению - Open OS Challenge 2024, который проводят сообщество разработчиков Linux-дистрибутива OpenScaler, компания Сбербанк-Технологии (СберТех) и АНО Центр развития инновационных технологий «ИТ-Планета». Соревнования нацелены на популяризацию системной разработки и открытого программного обеспечения. Участникам будут предложены задания, связанные с программированием, администрированием и применением Linux-дистрибутива OpenScaler, совместимого с Red Hat Enterprise Linux. Призовой фонд конкурса миллион рублей (1 место - 400 тыс. руб, 2 место - 300 тыс. руб., 3 место - 200 тыс. руб., 4 и 5 места - 50 тыс. руб.). Пять победителей также получат возможность посетить конференцию разработчиков OpenAtom, которая состоится в декабре в Китае.
В соревнованиях могут участвовать как профессиональные инженеры и программисты, активно использующие open source в своей работе, так и любители, энтузиасты и студенты, не моложе 18 лет, изучающие системное программирование и администрирование на базе Linux. Регистрация для участия в соревнованиях открыта с 15 августа по 22 сентября 2024 года включительно. Срок проведения мероприятия с 15 августа по 27 октября 2024 года:
- С 15 августа по 22 сентября 2024 года в формате онлайн-тестирования проходит первый отборочный этап, в ходе которого определяются до 100 участников, показавших лучшие результаты.
- С 28 по 29 сентября 2024 года пройдёт второй отборочный этап, в ходе которого будут определены 15 финалистов.
- 26 и 27 октября 2024 года состоится финальный этап, в результате которого будут отобраны 5 победителей.
OpenScaler является локализованной редакцией дистрибутива openEuler, созданного компанией Huawei на основе пакетной базы CentOS и переданного для совместного развития некоммерческой организации Open Atom Foundation. Из особенностей openEuler можно отметить поставку собственных пакетов с ядром Linux, более свежий рабочий стол на основе GNOME, специфичные для ARM64 и многоядерных систем оптимизации, система легковесных контейнеров iSulad, стек виртуализации StratoVirt, сетевой конфигуратор clibcni, инструментарий для настройки политик безопасности secPaver, система автоматической оптимизации настроек A-Tune.
Стартовал первый этап конкурса по открытому системному программному обеспечению - Open OS Challenge 2024, который проводят сообщество разработчиков Linux-дистрибутива OpenScaler, компания Сбербанк-Технологии (СберТех) и АНО Центр развития инновационных технологий «ИТ-Планета». Соревнования
Опубликована новая стабильная версия программы для хранения заметок OutWiker 3.3. Особенностью программы является то, что заметки хранятся в виде каталогов с текстовыми файлами, к каждой заметке можно прикреплять произвольное количество файлов, программа позволяет писать заметки с использованием различных нотаций: HTML, вики, Markdown (если установлен соответствующий плагин). Также с помощью плагинов можно добавить возможность размещения на викистраницах формул в формате LaTeX и вставки блока кода с раскраской ключевых слов для различных языков программирования. Программа написана на языке Python (интерфейс на wxPython), распространяется под лицензией GPLv3 и доступна в сборках для Linux (snap и flatpak) и Windows. https://honk.any-key.press/d/kp418s2DzT177C694b.png
Изменения в версии 3.3 в основном касаются пользовательского интерфейса:
- Новый дизайн облака меток.
- Добавлена возможность фильтрации меток.
- Добавлена возможность отображения облака меток в виде списка.
- На панели облака тегов добавлена кнопка для показа только установленных меток.
- Добавлено контекстное меню для облака меток.
- Новые векторные значки в интерфейсе.
- Добавлена возможность использования векторных значков для страниц.
- Улучшения в работе со стилями элементов списка на викистраницах.
- Новый диалог настроек.
- Добавлены новые значки для заметок.
Опубликована новая стабильная версия программы для хранения заметок OutWiker 3.3. Особенностью программы является то, что заметки хранятся в виде каталогов с текстовыми файлами, к каждой заметке можно прикреплять произвольное количество файлов, программа позволяет писать заметки с использованием различных нотаций: HTML, вики, Markdown (если установлен соответствующий плагин). Также с помощью плагинов можно добавить возможность размещения на викистраницах...
После восьми месяцев разработки опубликован релиз свободного игрового движка Godot 4.3, подходящего для создания 2D- и 3D-игр. Движок поддерживает простой для изучения язык задания игровой логики, графическую среду для проектирования игр, систему развёртывания игр в один клик, широкие возможности анимации и симуляции физических процессов, встроенный отладчик и систему выявления узких мест в производительности. Код игрового движка, среды проектирования игр и сопутствующих средств разработки (физический движок, звуковой сервер, бэкенды 2D/3D рендеринга и т.п.) распространяются под лицензией MIT.
Исходные тексты движка были открыты в 2014 году студией OKAM, после десяти лет развития проприетарного продукта профессионального уровня, который использовался для создания и публикации многих игр для PC, игровых консолей и мобильных устройств. Движком поддерживаются все популярные стационарные и мобильные платформы (Linux, Windows, macOS, Wii, Nintendo 3DS, PlayStation 3, PS Vita, Android, iOS, BBX), а также разработка игр для Web. Готовые для запуска бинарные сборки сформированы для Linux, Android, Windows и macOS.
- Добавлена экспериментальная встроенная поддержка протокола Wayland на системах Linux и BSD.
- Добавлены новые ресурсы AudioStreamInteractive, AudioStreamPlaylist и AudioStreamSynchronized, позволяющие создавать динамическое музыкальное сопровождение, меняющееся в зависимости от контекста в игре.
- Добавлена возможность интерполяции при симуляции физических процессов в двумерном пространстве, создающая дополнительные кадры для отрисовки промежуточных состояний между текущей и следующей позициями объекта, что делает вывод более плавным на экранах с высокой частотой обновления и на маломощных устройствах.
- Полностью переделан визуальный редактор шейдеров, который теперь лучше адаптирован для работы с большими и сложными графами шейдеров. Для повышения наглядности восприятия информации узлы теперь раскрашиваются в зависимости от категории, а для соединений узлов используются более заметные цвета. Добавлено два новых типа узлов - "reroute" и "frame" для упрощения перемещения и визуального выделения узлов.
- Повышена гибкость работы со слоями. Добавлен новый узел TileMapLayer для упрощения добавления слоёв. Ранее созданные узлы TileMap могут быть преобразованы в узлы TileMapLayer одним щелчком мыши в редакторе.
- Возвращена поддержка экспорта приложений для Web, работающих в однопоточном режиме. Однопоточные приложения лучше совместимы с браузерами и не требуют усложнённой серверной поддержки.
- Проведена оптимизация производительности в многопоточном режиме. Внесены изменения, снижающие вероятность возникновения взаимных блокировок. Повышена надёжность многопоточной загрузки ресурсов.
- В средства для создания скелетной анимации добавлен новый узел SkeletonModifier3D, упрощающий организацию перемещения сочленений, используя скрипты. Добавлены новые опции для импорта скелетной анимации в формате fbx. В интерфейсе управления анимацией добавлена поддержка выделения, копирования, вставки и дублирования ключевых кадров.
- Добавлена возможность автоматического разделения навигационных сеток на отдельные части, что упрощает работу с проектами, содержащими большие игровые миры, а также сокращает потребление памяти и повышает производительность. Разделение настраивается через определения границ и размеров при помощи новых свойств в ресурсах NavigationPolygon (2D) и NavigationMesh (3D).
- В редактор добавлена встроенная поддержка импорта файлов в формате fbx, не требующая использования стороннего конвертера. Предоставлена возможность перемещения панели доступа к файловой системе в нижнюю часть экрана, что позволяет выделить больше свободного пространства для просмотра файлов.
- Переделано оформление менеджера проектов, в котором предоставлена возможность прямого доступа к таким настройкам редактора, как язык, тема оформления, уровень масштабирования и сетевой режим. Добавлен компонент для проверки наличия обновлений. https://honk.any-key.press/d/YVBB2Fvh46qM2wfxyV.png
- Добавлен новый узел Parallax2D, упрощающий создание иллюзии глубины в 2D-играх через движение фоновых элементов с разной скоростью.
- В систему рендеринга добавлена предварительная поддержка смешивания альфа-каналов в 3D-шейдерах, позволяющая создавать более реалистичные языки пламени и фейерверки. Добавлен API управления эффектами на стадии композитинга, позволяющий подключить свой кода для изменения логики отрисовки (например, можно использовать для создания эффекта размытия при движении). Расширены возможности генерации тумана, позволяющие определить где начинается туман и когда он становится полностью непрозрачным. Значительно доработан бэкенд рендеринга "Compatibility".
- Модернизирована архитектура объекта RenderingDevice и добавлена поддержка направленного ациклического графа рендеринга, позволяющего оптимизировать передачу команд к графическому API, что демонстрирует повышение частоты кадров на 5-15% без внесения изменений в 3D-сцену.
- Добавлен новый драйвер рендеринга, использующий Direct3D 12.
- В GDScript предоставлена возможность сокращения размера кода при экспорте за счёт его чистки, упаковки и обфусцирования. Добавлен новый оператор "is not" (например, "if my_node is not Node3D:"). В редакторе расширены возможности автодополнения кода.
- Расширены возможности для создания игр для шлемов виртуальной реальности, используя OpenXR и WebXR. Добавлена поддержка симулятора Meta XR Simulator. https://honk.any-key.press/d/D9124YKD712LpKGBJ3.png
- В играх для Web повышено качество звука и добавлена возможность показа заставки.
После восьми месяцев разработки опубликован релиз свободного игрового движка Godot 4.3, подходящего для создания 2D- и 3D-игр. Движок поддерживает простой для изучения язык задания игровой логики, графическую среду для проектирования игр, систему развёртывания игр в один клик, широкие возможности анимации и симуляции физических процессов, встроенный отладчик и систему выявления узких мест в производительности. Код игрового движка, среды проектирования игр...
Открыт исходный код проекта Outertale, развивающего фанатскую интерпретацию игры Undertale, поместившую прежнюю историю на просторы космоса. Игра является кроссплатформенной и распространяется в сборках под Linux, Windows, macOS и Android, а также в виде web-приложения для браузеров. Данные сцены хранятся в JSON-файлах. Движок игры написан на TypeScript и распространяется под лицензией ISC. В обособленных сборках используется фреймворк Electron. https://honk.any-key.press/d/3g7245R2PN7NBVY613.png
Открыт исходный код проекта Outertale, развивающего фанатскую интерпретацию игры Undertale, поместившую прежнюю историю на просторы космоса. Игра является кроссплатформенной и распространяется в сборках под Linux, Windows, macOS и Android, а также в виде web-приложения для браузеров. Данные сцены хранятся в JSON-файлах. Движок игры написан на TypeScript и
Представлен релиз операционной системы Chrome OS 127, основанной на ядре Linux, системном менеджере upstart, сборочном инструментарии ebuild/portage, открытых компонентах и web-браузере Chrome 127. Пользовательское окружение Chrome OS ограничивается web-браузером, а вместо стандартных программ задействованы web-приложения, тем не менее, Chrome OS включает в себя полноценный многооконный интерфейс, рабочий стол и панель задач. Вывод на экран осуществляется при помощи графического стека Freon (ведётся работа по переходу на использование Wayland) и оконного менеджера Aura. Исходные тексты распространяются под свободной лицензией Apache 2.0. Сборка Chrome OS 127 доступна для большинства актуальных моделей Chromebook. Для использования на обычных компьютерах предлагается редакция Chrome OS Flex. https://honk.any-key.press/d/nDhNGwr7G3ZlFzVhc6.png
- Для Bluetooth-гарнитур реализована поддержка кнопок управления вызовом, позволяющих принять, завершить или отклонить вызов, а также выключить микрофон.
- В панель управления видеовызовами добавлены индикаторы состояния DLC (Downloadable Content), отражающие применение таких возможностей, как шумоподавление, автоматически генерируемые субтитры, изменение освещения и размытие.
- В просмотрщик документов и изображений (Gallery) встроена возможность оптического распознавания текста (OCR) на базе модели машинного обучения, позволяющая извлекать текст из отсканированных PDF-документов и озвучивать его для слабовидящих людей через экранный ридер.
- В программу для управления обновлением прошивок добавлена поддержка обновления прошивок для периферийных устройств, требующих при обновлении действий пользователя, таких как отсоединение и переподключение устройства. Для подобных устройств теперь выводится пошаговая инструкция по действиям, которые необходимо совершить для обновления. https://honk.any-key.press/d/FnfL73DKjb41Vtcpjp.png
- В режим читателя (Reading Mode) браузера Chrome, оставляющего только контент и скрывающего элементы навигации на странице, встроена возможность чтения содержимого вслух с использованием синтезатора речи. Предполагается, что возможность дополнительно слышать текст, который читает пользователь, может помочь сосредоточиться людям, имеющим проблемы с чтением или с концентрацией внимания.
- Для обучающихся с использованием платформы Google Classroom, на основную страницу Chrome OS добавлена кнопка для вызова панели со списком домашних заданий, сроками и статусом их выполнения.
- В просмотрщик PDF-документов добавлена поддержка удаления и изменения порядка страниц при редактировании PDF-файлов. https://honk.any-key.press/d/BQ72T34M9WbF4Swqxg.png
Представлен релиз операционной системы Chrome OS 127, основанной на ядре Linux, системном менеджере upstart, сборочном инструментарии ebuild/portage, открытых компонентах и web-браузере Chrome 127. Пользовательское окружение Chrome OS ограничивается web-браузером, а вместо стандартных программ задействованы web-приложения, тем не менее, Chrome OS
Опубликован релиз Phosh 0.41, экранной оболочки для мобильных устройств, основанной на технологиях GNOME и библиотеке GTK. Окружение изначально развивалось компанией Purism в качестве аналога GNOME Shell для смартфона Librem 5, но затем вошло в число неофициальных проектов GNOME и используется в postmarketOS, Mobian, некоторых прошивках для устройств Pine64 и редакции Fedora для смартфонов. Phosh использует композитный сервер Phoc, работающий поверх Wayland, а также собственную экранную клавиатуру squeekboard. Наработки проекта распространяются под лицензией GPLv3+. https://honk.any-key.press/d/MY79wvVDdVx6F7s9k8.png
- В мультимедийном проигрывателе реализована индикация состояния воспроизведения, позиции и размера трека.
- В панель быстрых настроек добавлена кнопка включения Wi-Fi Hotspot.
- Для Bluetooth в панели быстрых настроек реализован интерфейс для подключения и отключения известных устройств.
- Добавлена поддержка перевода телефона в беззвучный режим через нажатие кнопки уменьшения громкости во время входящего звонка.
- Предоставлено больше вертикального экранного пространства для страниц быстрых настроек, что упростило работу с большими списками беспроводных сетей или Bluetooth-устройств.
- В конфигураторе phosh-mobile-settings в верхней панели реализована возможность включения показа заряда аккумулятора в процентах. Добавлены опции для задействования вспышки камеры для индикации поступления уведомления и включения использования кнопки уменьшения громкости для перехода в беззвучный режим.
- В phosh-osk-stub добавлена возможность закрытия экранной клавиатуры экранным жестом "сдвиг". Расширено число поддерживаемых раскладок клавиатуры. Добавлена возможность вызова настроек экранной клавиатуры из всплывающего меню.
- Обновлены версии зависимостей: wlroots 0.17.4, GNOME 46, Calls 46.3, feedbackd 0.4.1, feedbackd-device-themes 0.4.0, callaudiod 0.1.7, wys 0.1.12 и mmsd-tng 2.6.0.
Опубликован релиз Phosh 0.41, экранной оболочки для мобильных устройств, основанной на технологиях GNOME и библиотеке GTK. Окружение изначально развивалось компанией Purism в качестве аналога GNOME Shell для смартфона Librem 5, но затем вошло в число неофициальных проектов GNOME и используется в
После шести месяцев разработки компания Cisco опубликовала выпуск свободного антивирусного пакета ClamAV 1.4.0. Проект перешёл в руки Cisco в 2013 году после покупки компании Sourcefire, развивающей ClamAV и Snort. Код проекта распространяется под лицензией GPLv2. Ветка 1.4.0 отнесена к категории обычных (не LTS), обновления к которым публикуются как минимум в течение 4 месяцев после выхода первого релиза следующей ветки. Возможность загрузки базы сигнатур для не-LTS веток также обеспечивается как минимум ещё 4 месяца после выпуска следующей ветки.
Ключевые изменения в ClamAV 1.4:
- Добавлена поддержка проверки содержимого архивов в форматах ALZ, LHA и LZH.
- Добавлена возможность отключения нечёткого хэширования изображений (fuzzy hashing), позволяющего выявлять похожие объекты с определённой степенью вероятности для блокирования изображений, используемых для фишинга или при распространении вредоносного ПО. Для управления сканированием изображений и использованием нечёткого хэширования в ClamScan предложены опции "--scan-image" и "--scan-image-fuzzy-hash", которые могут принимать значения "yes" или "no". В ClamD добавлены соответствующие настройки ScanImage и ScanImageFuzzyHash.
- Для Linux и Windows добавлены инструкции кросс-компиляции для архитектуры ARM64 (Aarch64).
- Во Freshclam добавлены предупреждения при блокировке или ограничении трафика, включающие Cloudflare Ray ID.
- Убраны лишние проверки выделения памяти, в которых нет смысла, когда размер фиксирован или вычисляется на основе заслуживающих доверия источников.
- Реализована оптимизация, отключающая вычисления хэшей файлов, если отключён кэш проверенных файлов.
- Улучшен сервис systemd для запуска ClamOnAcc.
- Улучшены сценарии сборки с использованием CMake.
- Прекращено формирование готовых 32-разрядных пакетов для Linux (возможность сборки для 32-разрядных систем из исходных текстов сохранена).
- Началось формирование сборок для Windows, подготовленных для архитектуры ARM64. Готовые ARM64-пакеты для Linux пока не предоставляются.
- Опубликован ClamAV Bytecode Compiler 1.4.0, переведённый на использование LLVM 16 и теперь генерирующий несколько файлов с разделяемыми объектами, вместо одного файла для всех проходов компиляции.
После шести месяцев разработки компания Cisco опубликовала выпуск свободного антивирусного пакета ClamAV 1.4.0. Проект перешёл в руки Cisco в 2013 году после покупки компании Sourcefire, развивающей ClamAV и Snort. Код проекта распространяется под лицензией GPLv2. Ветка 1.4.0
Опубликован релиз дистрибутива Deepin 23, развивающего собственный рабочий стол Deepin Desktop Environment (DDE), а также около 40 пользовательских приложений, среди которых музыкальный проигрыватель DMusic, видеоплеер DMovie, система обмена сообщениями DTalk, инсталлятор и центр установки программ Deepin Software Center. Проект основан группой разработчиков из Китая, но трансформировался в международный проект и поддерживает русский язык. Репозиторий дистрибутива включает более 8000 пакетов. Все наработки распространяются под лицензией GPLv3. Размер загрузочного iso-образа 3.3-5 ГБ (amd64, arm64 и loongarch64, в процессе подготовка сборки для RISC-V).
Компоненты рабочего стола и приложения разрабатываются с использованием языков C/C++ и Go. Графический интерфейс построен с использованием библиотеки Qt. Ключевой особенностью рабочего стола Deepin является панель, которая поддерживает несколько режимов работы. В классическом режиме осуществляется более явное отделение открытых окон и предлагаемых для запуска приложений, отображается область системного лотка. Эффективный режим чем-то напоминает Unity, смешивая индикаторы запущенных программ, избранных приложений и управляющих апплетов (настройка громкости/яркости, подключённые накопители, часы, состояние сети и т.п.). Интерфейс запуска программ предоставляет два режима - просмотр избранных приложений и навигация по каталогу установленных программ.
- Обновлено содержимое репозитория пакетов. Добавлена поддержка архитектур ARM64, RISC-V и LoongArch64.
- Осуществлён переход на новый механизм установки и обновления системы, использующий атомарную замену системных образов и обеспечивающий сохранение прошлых состояний при помощи снапшотов. В отличие от типовой схемы с двумя меняющимися местами системными разделами (схема A/B), реализация на базе снапшотов позволяет экономить дисковое пространство, сохраняя возможность отката на прошлое состояние в случае проблем после установки обновления, а также позволяя пользователю переключаться между несколькими версиями системы.
- Предложен собственный инструментарий управления пакетами и формат пакетов Linyaps, поддерживающий установку программ в режимах online и offline, и запускающий приложения в отдельных контейнерах. Контейнеры позволяет изолировать приложения от системы и избавиться от конфликтов между системными зависимостями и зависимостями приложений. Общие компоненты оформляются в виде runtime, включающих библиотеки и зависимости, обычно используемые в графических приложениях (например, runtime для приложений, использующих Qt). На новый формат переведены предустанавиливаемые проприетарные приложения, а для распространения пакетов в формате Linyaps запущен отдельный каталог приложений (Application Store).
- В рабочем столе Deepin Desktop Environment предложены обновлённые панель задач и интерфейс запуска приложений, а также реализованы новые возможности для настройки тем оформления на свой вкус. Значительно улучшены средства взаимодействия с пользователем, при том, что окружение осталось привычным и старые пользователи смогут быстро адаптироваться к предложенным изменениям.
- В интерфейс запуска программ (Launcher) добавлена поддержка сортировки приложений по имени и предоставлена возможность произвольной группировки, при которой содержимое групп и порядок следования приложений в списках определяется вручную. Добавлены секции с наиболее часто используемыми и недавно запускавшимися приложениями. Унифицирована логика сортировки в оконном и полноэкранном режимах навигации по имеющимся приложениям.
- Панель задач перенесена в нижнюю часть экрана, высвободив дополнительное экранное пространство. Изменён встроенный в панель задач интерфейс для управления виртуальными рабочими столами и переключения между ними. Добавлена поддержка модулей для быстрого доступа к различным операциям. Добавлен модуль для трансляции содержимого экрана на другие устройства через Wi-Fi, используя протокол Miracast, а также модуль для создания скриншотов и записи скринкастов. Переработаны с использованием QML системный лоток и область приложений в панели задач. Добавлена возможность сворачивания системного лотка.
- Переработан интерфейс настройки (Control Center).
- Добавлен инструмент для обмена файлами между разными устройствами и системами, а также для совместного доступа к буферу обмена и удалённого управления курсором. Поддерживается взаимодействие между двумя системами на базе Deepin или между системами под управлением Deepin и Windows.
- Добавлена система Cloud Sync, позволяющая синхронизировать системные настройки, содержимое календаря-планировщика и закладки браузера между разными компьютерами, на которых установлен Deepin.
- Встроен клиент для сервиса UOS AI, предоставляющий доступ к большой языковой модели, способной отвечать на вопросы на естественном языке. Добавлен модуль Play Assistant, отвечающий на вопросы, связанные с работой в операционной системе, а также Personal Knowledge Assistant, позволяющий генерировать контент и отвечать на вопросы с учётом содержимого из загруженных пользователем файлов. Предоставлена возможность загрузки собственных больших языковых моделей. Добавлена поддержка запуска предустановленных программ, изменения настроек и поиска, используя голосовые и текстовые команды на естественном языке. В почтовом клиенте UOS AI задействован для резюмирования, перевода и помощи при написании писем, а в просмотрщике изображений для манипуляций, таких как кадрирование, размытие фона и изменение стиля.
Опубликован релиз дистрибутива Deepin 23, развивающего собственный рабочий стол Deepin Desktop Environment (DDE), а также около 40 пользовательских приложений, среди которых музыкальный проигрыватель DMusic, видеоплеер DMovie, система обмена сообщениями DTalk, инсталлятор и центр установки программ Deepin Software Center. Проект основан группой разработчиков из Китая, но трансформировался в международный проект и поддерживает...
Представлен релиз инструментария Netplan 1.1, развивающего формат для хранения настроек сетевых интерфейсов и связанные с ним утилиты для управления сетевыми конфигурациями. Netplan обеспечивает хранение параметров в формате YAML и предоставляет бэкенды, абстрагирующие доступ к конфигурации для NetworkManager и systemd-networkd. Инструментарий применяется в дистрибутиве Ubuntu начиная с выпуска 17.10 и в сборках Debian 12 для облачных систем. Проект развивается компанией Canonical при участии сотрудников из Microsoft и Deutsche Telekom. Код проекта написан на языках Python и C, и распространяется под лицензией GPLv3.
Работа netplan сводится к чтению сетевых настроек из файлов "/{lib,etc,run}/netplan/*.yaml" в процессе начальной загрузки и записи конфигурации в каталог /run в формате, подходящем для дальнейшей обработки в systemd-networkd или NetworkManager. Вся конфигурация хранится только в исходном YAML-файле без использования "/etc/network/interfaces", при этом допускается разделение конфигурации на несколько файлов, например, для выноса в отдельные файлы настроек libvirt и lxd. Описание параметров сетевых интерфейсов осуществляется при помощи декларативного синтаксиса, позволяющего достаточно просто описать структуру сложной сети.
В отличие от формата ifupdown в netplan применяется декларативный синтаксис; имеется возможность применения масок для имён сетевых интерфейсов, MAC-адресов, драйверов и других компонентов; при при разборе иерархии параметров сетевых интерфейсов учитывается контекст, что позволяет корректно и в правильном порядке передать настройки обработчикам (в ifupdown при разборе сложных конфигураций не исключено возникновение проблем, вызванных состоянием гонки).
В новом выпуске:
- Возможность переопределения логики сервиса systemd-networkd-wait-online для ожидания отдельных внутренних (link-local) и маршрутизируемых (с состоянием routable) сетевых интерфейсов.
- Поддержка изменения настроек режима eswitch (embedded-switch-mode) для сетевых интерфейсов без виртуальных функций (VF, virtual-function) на устройствах SR-IOV (Single Root I/O Virtualization).
- Поддержка флагов, позволяющих влиять на парсер конфигурации для игнорирования отдельных некорректных настроек без остановки генерации всей конфигурации бэкенда.
- Внесены исправления, решающие проблемы, специфичные для ProtonVPN и Microsoft Azure Linux.
Представлен релиз инструментария Netplan 1.1, развивающего формат для хранения настроек сетевых интерфейсов и связанные с ним утилиты для управления сетевыми конфигурациями. Netplan обеспечивает хранение параметров в формате YAML и предоставляет бэкенды, абстрагирующие доступ к конфигурации для NetworkManager и systemd-networkd. Инструментарий применяется в дистрибутиве Ubuntu начиная с выпуска 17.10 и в сборках Debian 12 для облачных...
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США опубликовало релиз открытого инструментария OpenMCT 4.0 (Open Mission Control Technologies), предназначенного для визуализации данных, поступающих в процессе сбора телеметрии с различных датчиков и источников информации. Код написан на языке JavaScript и распространяется под лицензией Apache 2.0. Cерверная часть функционирует на базе Node.js.
Платформа используется в центрах управления полётами NASA для наглядного анализа параметров миссий, связанных с запуском космических аппаратов, а также для планирования и управления экспериментальными планетоходами. В обычных условиях OpenMCT может применяться для построения систем мониторингом, визуализации бизнес-данных, анализа информации и слежения за работой любых других систем, формирующих данные телеметрии. Предоставляемый платформой Web-интерфейс поддерживает работу как на стационарных компьютерах, так и на мобильных устройствах.
OpenMCT позволяет в одном сводном интерфейсе отображать потоки как поступающих в данным момент, так и уже полученных данных (анализ истории), оценивать состояние датчиков, выводить изображения с камер, выполнять навигацию по событиям с использованием шкалы времени, визуализировать любую информацию, использовать разные представления телеметрии (таблицы, графики, диаграммы и т.п.). Оператор может быстро переключаться между разными обработчиками и представлениями данных, менять размер областей, компоновать собственные представления в визуальном редакторе, перемещать элементы в режиме drag&drop. Платформа очень гибкая и при помощи плагинов может адаптироваться для различных применений, форм представления информации, типов и источников данных.
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США опубликовало релиз открытого инструментария OpenMCT 4.0 (Open Mission Control Technologies), предназначенного для визуализации данных, поступающих в процессе сбора телеметрии с различных датчиков и источников информации. Код написан на языке JavaScript и
Проект Debian объявил о завершении цикла штатной поддержки дистрибутива Debian 11 "Bullseye", который был выпущен три года назад. В дальнейшем обновления с устранением уязвимостей для Debian 11 будут выпускаться в рамках программы расширенной поддержки (LTS), которая продлится до 31 августа 2026 года. Штатное сопровождение актуальной ветки Debian 12 продлится до 10 июня 2026 года, после чего для данной ветки до 30 июня 2028 года будет обеспечен выпуск LTS-обновлений.
Выпуск обновлений для LTS-ветки осуществляется отдельной группой разработчиков LTS Team, сформированной из энтузиастов и представителей компаний, заинтересованных в длительной поставке обновлений для Debian. Команда LTS Team примет эстафету от Debian Security Team и продолжит сопровождение Debian 11 без перерыва. Обновления будут выпускаться только для архитектур i386, amd64, arm64 и armhf.
Длительный срок поддержки не будет распространяться на некоторые пакеты, например, на web-приложения для которых невозможно и нет смысла осуществлять поддержку в течение 5 лет (для продолжения использования таких пакетов рекомендуется задействовать бэкпорты). Среди неподдерживаемых пакетов можно отметить chromium, consul, xen, tor, phppgadmin, pdns-recursor, salt, snort, slurm-wlm, libreswan и gpac, а также все пакеты из секции "games". Проверить наличие в системе неподдерживемых пакетов можно при помощи утилиты check-support-status, входящей в состав пакета debian-security-support.
После окончания LTS-поддержки для Debian 11 будет доступна программа расширенного LTS ("Extended LTS"), в рамках которой компания Freexian намерена до 2031 года выпускать своими силами обновления с устранением уязвимостей в ограниченном наборе пакетов для архитектур amd64, armel и i386. Обновления для веток "Extended LTS" распространяются через внешний репозиторий, поддерживаемый компанией Freexian. Доступ бесплатный для всех желающих, а спектр поддерживаемых пакетов зависит от общего числа спонсоров и интересующих их пакетов.
Напомним, что незначительный и непредсказуемый срок поддержки Debian, который в среднем составлял три года и зависел от активности разработки нового выпуска, был одним из главных препятствий, мешающих внедрению Debian на предприятиях. С введением в практику инициатив LTS и Extended LTS данное препятствие устранено и время поддержки Debian доведено до 10 лет со дня релиза. Для сравнения, в дистрибутиве SUSE Linux Enterprise Server время сопровождения составляет 19 лет, в Red Hat Enterprise Linux - 14 лет (10 лет + 4 года дополнительного платного сервиса), в Ubuntu - 12 лет (5 лет + 7 лет дополнительный платный сервис), openSUSE - 18 месяцев, Fedora Linux - 13 месяцев.
Проект Debian объявил о завершении цикла штатной поддержки дистрибутива Debian 11 "Bullseye", который был выпущен три года назад. В дальнейшем обновления с устранением уязвимостей для Debian 11 будут выпускаться в рамках программы расширенной поддержки (LTS), которая продлится до 31 августа 2026 года. Штатное сопровождение актуальной ветки Debian 12 продлится до 10 июня 2026 года, после чего для данной ветки до 30 июня 2028 года будет обеспечен выпуск LTS-обновлений.
Представитель компании Valve подтвердили изданию TheVerge планы по предоставлению возможности использования операционной систем Steam OS на игровых консолях, отличных от Steam Deck. В качестве первых альтернативных устройств, поддержка которых появится в Steam OS, упоминаются игровые консоли ASUS ROG Ally, изначально поставляемые с Windows 11. Несколько дней назад в примечании к бета-версии SteamOS 3.6.9 появилась информация о появлении в системе ввода поддержки дополнительных кнопок, используемых в устройстве ROG Ally, а также игрового контроллера ASUS ROG Raikiri Pro.
Представитель Valve также подтвердил, что компания не отказывается от идеи создания официальных сборок Steam OS для ПК. Подобные сборки пока не готовы, но работа по их созданию продолжается. Связанные с установкой на других системы планы касаются предоставления возможности двойной загрузки, которая позволит использовать Steam OS на системах с уже установленной ОС Windows.
Операционная система Steam OS основана на Arch Linux, использует для ускорения запуска игр композитный сервер Gamescope на базе протокола Wayland, поставляется с доступной только на чтение корневой ФС, применяет атомарный механизм установки обновлений, поддерживает пакеты Flatpak, использует мультимедийный сервер PipeWire и предоставляет два режима работы интерфейса (оболочка Steam и рабочий стол KDE Plasma). До сих пор выпуски Steam OS формировались только для устройств Steam Deck, но энтузиастами развивается неофициальная сборка HoloISO, адаптированная для установки на обычные компьютеры.
Представитель компании Valve подтвердили изданию TheVerge планы по предоставлению возможности использования операционной систем Steam OS на игровых консолях, отличных от Steam Deck. В качестве первых альтернативных устройств, поддержка которых появится в Steam OS, упоминаются игровые консоли
После трёх месяцев разработки опубликован релиз свободной реализации API OpenGL и Vulkan - Mesa 24.2.0. Первый выпуск ветки Mesa 24.2.0 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 24.2.1.
В Mesa 24.2 доступна поддержка графического API Vulkan 1.3 в драйверах anv для GPU Intel, radv для GPU AMD, NVK для GPU NVIDIA, tu для GPU Qualcomm, в программном растеризаторе lavapipe (lvp), в режиме эмулятора (vn) и в v3dv (GPU Broadcom VideoCore для Raspberry Pi 4+). Поддержка Vulkan 1.0 реализована в драйвере dzn (реализация Vulkan поверх Direct3D 12).
В Mesa также обеспечивается полная поддержка OpenGL 4.6 для драйверов iris (GPU Intel Gen 8+), radeonsi (AMD), Crocus (старые GPU Intel Gen4-Gen7), zink, llvmpipe, virgl (виртуальный GPU Virgil3D для QEMU/KVM), freedreno (Qualcomm Adreno), d3d12 (прослойка для организации работы OpenGL поверх DirectX 12) и asahi (GPU AGX, используемый в чипах Apple M1 и M2). Поддержка OpenGL 4.5 доступна для GPU AMD (r600) и NVIDIA (nvc0). Поддержка OpenGL 3.3 присутствует в драйверах softpipe (программный растеризатор) и nv50 (NVIDIA NV50).
- По умолчанию включён новый тип кэша шейдеров - Mesa-DB, сохраняющий данные в одном файле, что позволяет снизить нагрузку на файловую систему.
- В Vulkan-драйвере v3dv для чипов Broadcom BCM2711/BCM2712 (VideoCore VI/VII), применяемых в платах Raspberry Pi 4+, реализована поддержка графического API Vulkan 1.3. Добавлена поддержка Vulkan-расширений VK_EXT_depth_clamp_zero_one и VK_KHR_maintenance5.
- В OpenGL-драйвер v3d (GPU VideoCore из Raspberry Pi) добавлена поддержка OpenGL-расширения GL_ARB_depth_clamp.
- Добавлена начальная поддержка сборки в операционной системе Fuchsia.
- Проведена оптимизация производительности драйверов RadeonSI и RADV для GPU AMD.
- В драйверах для GPU Intel улучшена поддержка видеокарт на базе архитектуры Intel Xe2.
- Добавлена поддержка новых расширений Vulkan:
После трёх месяцев разработки опубликован релиз свободной реализации API OpenGL и Vulkan - Mesa 24.2.0. Первый выпуск ветки Mesa 24.2.0 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 24.2.1.
Проект Gentoo Linux принял решение прекратить поддержку архитектуры IA-64 (Itanium) в дистрибутиве. В первой половине сентября все профили ia64 будут удалены и во всех пакетах прекращено упоминание архитектуры ia64 в секции KEYWORDS. В качестве причины изменения называется невозможность продолжения поддержки IA-64 в дистрибутиве в условиях прекращения поддержки данной архитектуры в ядре Linux и Glibc, а также в связи с незначительным числом пользователей, заинтересованных в поддержке данного типа оборудования.
Процессоры Itanium были представлены компанией Intel в 2001 году, но архитектура ia64 не выдержала конкуренции с AMD64, главным образом из-за более высокой производительности AMD64 и более гладкого перехода с 32-разрядных процессоров x86. В итоге, интересы Intel сместились в пользу процессоров x86-64, а уделом Itanium оставались серверы HP Integrity, приём заказов на которые был прекращён в 2021 году.
Проект Gentoo Linux принял решение прекратить поддержку архитектуры IA-64 (Itanium) в дистрибутиве. В первой половине сентября все профили ia64 будут удалены и во всех пакетах прекращено упоминание архитектуры ia64 в секции KEYWORDS. В качестве причины изменения называется невозможность продолжения поддержки IA-64 в дистрибутиве в условиях прекращения поддержки данной архитектуры в